19 сентября 2025 / 20:35

Поколение ПРОФИ: как Лена, Августин и Даша путешествовали в стране профессий

Лена, Даша и Августин отправились в путешествие по Алтаю и узнали, что туризм – это множество увлекательных профессий. Герои побывали на секретном подземном этаже, познакомились с пятнадцатилетним кузнецом, услышали легенду о целебных водах Белокурихи, а еще узнали, где учеба – это приключение.

 Хочешь узнать, кто на самом деле делает отдых волшебным? Отправляйся с нами в путешествие по миру профессий Алтая!

"Я обожаю путешествовать!" – воскликнула Даша, разглядывая карту Алтая. 

"Я тоже!" – тут же отозвалась Лена. 

"Но ведь туризм – это не только отдых и красивые виды, правда?" – задумчиво спросил Августин. 

"Абсолютно верно!" – хором ответили подруги. – "Это еще и огромная работа!". 

И решили они узнать, как же на самом деле работает эта волшебная машина под названием "туризм".

Глава 1: Тайны гостиницы "Барнаул"

Первой остановкой стала гостиница "Барнаул". У самого входа их встретил важный мужчина в шикарной форме. 

"Здравствуйте! Спасибо!" – вежливо поздоровалась Лена, когда он помог с дверью. 

"Это же швейцар!" – прошептала Даша. 

"Не просто сторож, а самый первый человек, который встречает гостей и создает впечатление!"

Августин рассказал, что слово "швейцар" пришло к нам из далекого прошлого, от швейцарских гвардейцев – телохранителей средневековья. А позже так стали называть привратников в богатых домах и отелях. "Наличие такого важного господина у входа – визитная карточка хорошей гостиницы и сегодня!" – заключил он.

За стойкой регистрации (ресепшен) им выдали не обычный ключ, а электронную карточку. 

"А знаете ли вы, что если гость приезжает не в первый раз, о его предпочтениях (например, любимый вид из окна!) уже знает компьютер?" – удивил всех Августин. 

Сотрудница ресепшена добавила, что их главная цель – сделать пребывание гостя идеальным. Но бывают и "черные списки" – для тех, кто портит имущество или забывает заплатить за мини-бар.

После регистрации багаж поехал в номер на лифте. А Лена тем временем заглянула... вниз! 

"Есть в гостиницах этаж, куда гости никогда не заходят! Секретный подземный!" – с восторгом сообщила она. Что же там?

Глава 2: Подземный этаж и работа горничной 

Оказалось, там кипит работа! В огромной прачечной грохотали настоящие гигантские стиральные машины. 

«Постельное белье, полотенца, халаты — все это меняют каждый день!» — объяснила Лена. 

Ирина – бригадир прачечного цеха показала им чудо-технику: машины, которые можно запускать часами без перерыва, и огромные прессы для глажки, похожие на мощные станки. Она провела ребят к одному такому агрегату. 

"Смотрите!" — Ирина аккуратно заправила конец влажной простыни между двумя огромными горячими валами. 

Шшш-хлоп! — и буквально через секунду из другого конца уже вылетела идеально выглаженная, теплая и сухая простыня! Она плавно легла на конвейерную ленту.

"Весь цикл — стирка, сушка, глажка — занимает около трех часов! " — удивились ребята. 

"А этот пресс один за час может обработать больше 150 простыней!" — добавила Ирина, видя их восхищенные лица. 

"Это же быстрее, чем десять утюгов сразу!" — воскликнул Августин, впечатленный скоростью.

"Ого! Можно такой же домой? — мечтательно спросила Лена, представляя, как легко было бы гладить. — Мама была бы счастлива!"

Ирина добродушно рассмеялась: "Хотела бы я вам его подарить, но этот красавец слишком уж... производительный для дома! Он потребляет электричества как десяток чайников и требует специальной мощной розетки. Да и места занимает – как половина вашей комнаты! Вот такие у нас трудяги – настоящие богатыри прачечного царства!"

Поднявшись на жилой этаж, друзья познакомились со Светланой горничной. В специальной комнатке рядом с номерами стояли гладильные доски и утюги – на случай, если гость захочет погладить рубашку сам. 

"А главная моя задача, – улыбнулась Светлана, – поддерживать безупречную чистоту в моих номерах каждый день!"

Августин тут же заинтересовался: 

"А можно попробовать? Вот этот пылесос?" Он указал на шланг, торчащий из аккуратного отверстия в стене.

"Конечно! – разрешила Светлана. – Это центральная пылесосная система. Шланг подключается вот к этому разъему в стене, и вся пыль сразу уходит по трубам вниз, в большой пылесборник. Так и шума меньше, и убирать удобнее!"

Августин с энтузиазмом взял шланг и принялся водить им по ковру, старательно копируя движения Светланы. 

"Ого, он такой легкий! И правда, почти не шумит!"

Пока Августин "боролся с пылью", его взгляд упал на аккуратную тележку Светланы. "Ух ты, целый склад на колесах!" – восхитился он.

"Волшебная тележка!" – подтвердила Светлана, открывая один из ящиков. "Здесь все, что нужно для идеального номера: от чистящих средств и салфеток до свежих полотенец, туалетной бумаги, шампуней, мыла, стаканов в индивидуальной упаковке и даже швейных наборов. И все – строго по списку и в определенном порядке, чтобы ничего не забыть!" 

Она показала список, прикрепленный к ручке тележки.

Вдруг Августин заметил, как Светлана кладет на журнальный столик в только что убранном номере маленькую шоколадку. Его глаза загорелись: 

"Ой, а это можно съесть? Это же гостиничное?"

Светлана добродушно рассмеялась: 

"Можно, конечно! Но не мне, а гостю! Это знак внимания, маленький подарок от отеля – предмет гостеприимства. Мы оставляем такую шоколадку на столике каждый день после уборки, чтобы гость чувствовал себя особенно желанным и мог порадовать себя чем-то вкусненьким. Это приятный сюрприз!"

Августин с сожалением посмотрел на шоколадку: 

"Понятно... Значит, это для гостя. Жаль, что я пока не гость!"

"А кем можно стать, если приходишь работать в гостиницу?" – спросила Лена, когда они вышли в коридор.

Оказалось, карьера в гостиничном деле может быть долгой и интересной – от горничной или швейцара до... директора отеля! Особенно в сетевых отелях, которые есть во многих городах и даже странах.

"За комфорт гостя отвечает целая команда: швейцар встречает, администратор размещает, горничная создает уют в номере, прачка обеспечивает свежее белье, повар кормит, а технические специалисты следят, чтобы все работало как часы!" – подвела итог Даша, оглядываясь на трудящуюся Светлану и ее загадочную тележку.

Глава 3: Белокуриха: все начинается с легенды

За новыми открытиями друзья отправились в город, который называют "воротами Алтая" – Белокуриху. 

"Почему сюда едут туристы?" – спросил Августин. 

"Новые места! Встречи! История! Легенды!" – наперебой закричали Лена и Даша. 

Гид подтвердил: Белокуриха – главный туристический центр края, и популярна она не только как "место силы". Здесь рекордное количество солнечных дней и особый воздух, богатый "витаминами воздуха" – аэроионами, которые очень полезны! А еще – знаменитые целебные источники, о которых ходит древняя легенда про пастуха Арутая и исцелившегося в ручье бурундука.

Легенда про целебный источник

Давным-давно, в этих самых горах, жил молодой пастух по имени Арутай. Полюбил он красавицу, дочь богатого бая. Но гордый отец и слышать не хотел о бедном пастухе! За дерзкое сватовство слуги бая жестоко избили Арутая и бросили его умирать возле горного ручья.

Рядом с израненным юношей мучился и маленький бурундук – он тоже был весь в ранах. И тут Арутай увидел чудо: бурундук дополз до ручья, окунулся в его воды... и на глазах у пастуха его шерстка стала чистой, а ранки – затянулись!

Еле живой, дополз Арутай до живительной влаги. И случилось второе чудо: холодная вода ручья омыла его раны, боль утихла, силы вернулись! Арутай поднялся на ноги совершенно здоровым!

Именно! Слух о волшебной силе здешних вод разнесся далеко. С тех пор слава целебных ключей Белокурихи идет по всему свету!

"На самом деле, источники Белокурихи известны ученым с XIX века", – рассказал гид. "А сегодня город-курорт Белокуриха – главный туристический центр Алтайского края!»

"А чем санаторий отличается от гостиницы?" – поинтересовалась Лена. Выяснилось, что само слово "санаторий" означает "лечить". 

Это не просто проживание, а целый оздоровительный курс с процедурами (ребята даже попробовали одну – кислородную!), лечебным питанием и врачами-курортологами, которые лечат природными факторами: водой, грязями, климатом. Приезжают сюда не на пару дней, а минимум недели на две-три.

ТАЙНА ЦЕЛЕБНЫХ ВОД БЕЛОКУРИХИ: ЧТО ТАКОЕ РАДОН?

Невидимый помощник: Радон – это природный газ, который образуется при распаде радиоактивных элементов в горных породах. Он растворяется в подземных водах.

Почему он лечит? В микроскопических, безопасных дозах (как в Белокурихе) радон, растворенный в воде, действует на организм как уникальный природный "стимулятор":

  1. Улучшает обмен веществ в клетках.
  2. Снимает боль и воспаление (особенно в суставах, мышцах, нервах).
  3. Успокаивает нервную систему.
  4. Укрепляет иммунитет.

Как используют? Радоновые ванны – главное богатство Белокурихи! Теплая вода с радоном через кожу передает свою целебную "энергию". Ее также пьют по назначению врача. Важно: Лечение проводится только под контролем специалистов!

Уникальность Белокурихи: Концентрация радона в местных источниках идеально подобрана природой для лечебного эффекта, что делает курорт одним из лучших в Россиидля лечения опорно-двигательного аппарата, нервной системы и кожи.

Радоновые воды Белокурихи – это природное чудо, дарящее здоровье уже более 150 лет!

Глава 4: Белокуриха – город мастеров: шеф Стамбул и тайна идеального теста

В Белокурихе нужны самые разные специалисты! Ребята познакомились со Стамбулом – улыбчивым и энергичным шеф-поваром местного ресторана. Он рассказал, как нашел свое призвание почти случайно (друг заманил на кухню!) и как теперь постоянно учится – ездит на мастер-классы и сдает экзамены прямо здесь, в учебном центре курорта. 

"Мастерство требует времени, но хороший шеф-повар – на вес золота!" – сказал Стамбул, и ребята узнали, что иногда он зарабатывает даже больше директора.

"А можно попробовать что-нибудь приготовить?" – не удержался Августин. 

Стамбул улыбнулся: "Конечно! Давайте сделаем настоящую пиццу!"

Тайны теста  

Стамбул достал большой шар дрожжевого теста. 

"Секрет вкусной пиццы – здесь!" – сказал он, похлопывая по нему. "Хорошее тесто должно быть упругим, как мочка уха, и гладким. Оно не липнет к рукам, но и не сухое". Он отрезал кусок и протянул ребятам. "Попробуйте!"

Лена, Даша и Августин осторожно потрогали тесто. "Оно такое... живое!" – удивилась Даша. 

"Точно! – подтвердил Стамбул. – Дрожжи внутри работают, выделяют газ. Поэтому его нужно бережно обрабатывать, не мять слишком сильно, чтобы сохранить эти пузырьки воздуха. Именно они сделают основу пиццы легкой и воздушной после выпечки!"

Потом началось самое интересное – раскатка. Стамбул ловко растянул комок теста в воздухе, вращая его на кулаках. 

"Руками, только руками! – наставлял он. – Сила не нужна, нужна нежность! Представьте, что вы растягиваете мягкую ткань. Видите, как оно становится тоньше?" 

Августин попробовал повторить. Его пицца-основа получилась больше похожей на географическую карту с "материками" и "океанами", чем на ровный круг. 

Волшебная печь

"Сегодня делаем пиццу 'Цезарь' – мою фирменную!" – объявил шеф. Ребята дружно принялись помогать:

На выложенные на доски основы (идеальную Стамбула и "островную" Августина) щедро намазали специальный сливочно-чесночный соус вместо томатного.

Затем сделали сырную подушку  – посыпали хорошим слоем тертой моцареллы. 

"Сыр – это клей, который держит начинку!" – пояснил Стамбул.

"А теперь – самое ответственное!" – Стамбул взял длинную деревянную лопату-трансформер (она называется "палла"). Он ловко поддел свою идеальную основу с начинкой и, одним плавным движением, отправил ее прямо на раскаленный камень печи. 

"Ух ты!" – ахнули ребята.

Через буквально 2 минуты Стамбул проворной лопатой быстро перевернул пиццу! 

"Зачем?" – удивился Августин. 

"Чтобы низ не подгорел, а верхняя начинка и сыр как следует пропеклись и подрумянились под жаром свода печи!" – объяснил мастер. 

Еще минута – и ароматная пицца была готова! Стамбул так же ловко извлек ее.

"Почему у вас так быстро?" – спросила Даша. Стамбул указал на огромную печь. 

"Она раскалена до 500 градусов! Как в настоящей итальянской пиццерии. В домашней духовке так не получится. При такой жаре тесто моментально поднимается, пузырьки воздуха внутри резко расширяются – и получается та самая аппетитная воздушная корочка с поджаристыми пузырями по краям, а начинка не успевает высохнуть!" 

Августин, под чутким руководством, с осторожностью отправил свою "островную" пиццу в печь. Переворачивать ее было волнительнее, но он справился!

История пиццы. От лепешки к мировой славе!

  • Древние корни: Еще древние греки, египтяне и римляне ели плоские лепешки с начинкой (маслом, травами, сыром). Это была еда простых людей и солдат.
  • Родина современной пиццы: Италия, город Неаполь (18 век). Здесь бедняки придумали класть на дрожжевую лепешку доступные продукты: томатный соус (помидоры завезли в Европу из Америки!), сыр моцарелла (из молока буйволиц), базилик и оливковое масло. Готовили в дровяных печах.
  • Королевское признание: Легенда гласит, что в 1889 году неаполитанский пиццайоло (мастер пиццы) Рафаэле Эспозито приготовил для королевы Маргариты Савойской пиццу с цветами итальянского флага: красные помидоры, белая моцарелла, зеленый базилик. Она стала хитом и получила имя "Маргарита"!
  • Путешествие по миру: В конце 19 – начале 20 века итальянские эмигранты привезли пиццу в Америку. Там она стала еще популярнее, появились новые виды (например, "Чикагская" глубокая). Теперь пиццу любят и готовят по-своему во всем мире!
  • ЮНЕСКО: В 2017 году искусство неаполитанских пиццайоло было внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО!

Дегустация

Достали обе пиццы – румяные, дымящиеся, невероятно пахнущие. Но на этом работа не закончилась! Друзья под руководством Стамбула разложили листья салата и помидорки поверх горячей пиццы. 

"Не забудем про хрустящие крутоны!" – напомнил Стамбул, и ребята щедро посыпали пиццы золотистыми сухариками. 

"Ой, как красиво! – восхитилась Даша, глядя на творение Стамбула. – А у Августина вышло целое архипелаг из вкусностей!" – засмеялась Лена, разглядывая его "островную" основу, теперь покрытую зеленью, красными "бухтами" и золотыми "песчаными пляжами" сухариков.

"А теперь – дегустация!" – объявил Стамбул. Он ловко нарезал обе пиццы специальным колесиком на аппетитные треугольники и подал на большом деревянном столе прямо на кухне.

Ребята не заставили себя ждать. Пицца им очень понравилась! 

Августин с восторгом откусил кусочек своей "островной" версии: "Хрустящая корочка, нежная курочка, соус... Ммм!". 

"А этот салат и помидорки – просто волшебство! Такая свежесть!" – добавила Даша, пробуя идеальную пиццу Стамбула.

 Лена кивала, смакуя каждый кусочек: "И сухарики такие вкусные!"

Стамбул улыбался, глядя на их счастливые лица: "Видите? Еда, приготовленная своими руками – будь то идеальный круг или целый архипелаг – всегда кажется в два раза вкуснее! В этом и есть волшебство кухни – когда ты вкладываешь в блюдо частичку себя."

Глава 5: Пятнадцатилетний кузнец Матвей

Огромный восторг вызвала у Лены, Даши и Августина встреча в необычной кузнице Белокурихи. Хозяином здесь был Матвей – увлеченный своим делом парень, которому всего 15 лет! 

В центре кузницы пылал настоящий горн – сердце мастерской. Матвей подошел к печи, где тлели раскаленные угли. 

"Раньше раздувать огонь было делом долгим, – пояснил он, – но сейчас у нас есть хитрость! Смотрите!"

Он нажал на большую кнопку на стене. Раздалось глухое гудение, и вдруг – ФУУУХ! – из-под углей ярким факелом рвануло пламя! 

Лена вскрикнула и отпрыгнула от неожиданности. 

"Ой! Оно само загорелось?!"

Матвей засмеялся: "Не само! Это воздух! Сильный поток воздуха нагнетается в горн. Он раздувает угли, и они мгновенно вспыхивают! Раньше для этого использовали кожаные мехи, которыми приходилось работать вручную – это было тяжело и медленно. А теперь – нажал кнопку, и готово! Жар нужен, чтобы раскалить металл добела. Тогда он становится мягким, как пластилин, и послушным молотку!" 

Он показал на кусок металла, уже начинавший светиться ослепительным желто-белым светом в глубине горна.

Молот, искры и вечная профессия

"Разве кузнецы сейчас нужны? – не удержалась от вопроса Лена, наблюдая, как Матвей ловко выхватывает раскаленную докрасна заготовку клещами и кладет ее на тяжелую наковальню. – Ведь на заводах все делают машины!"

Лязг молота по металлу заглушил ее слова на секунду. Искры брызнули во все стороны, как фейерверк. 

Матвей отложил молот и вытер лоб: "Конечно, нужны! Да, заводы штампуют миллионы одинаковых деталей. Но моя кузница – это тоже маленький завод! Только здесь делают то, что нельзя сделать на большом конвейере: уникальные вещи, ремонт сложного оборудования, художественную ковку. И самое главное – лошадям все еще нужны подковы!"

"Подковы? Разве их не делают на заводе?" – удивился Августин.

"Заводы делают заготовки, – объяснил Матвей, снова ударяя молотом, придавая заготовке изгиб. – А вот подогнать подкову точно под копыто лошади – это работа кузнеца! У лошадей, как и у людей, есть свой 'размер' копыт. Представь, что тебе купили красивую, но неудобную обувь не по размеру. Лошади без правильно подогнанной подковы тоже будет плохо! Я могу выковать подкову с нуля из любого металла – стали, алюминия, даже меди – запросто! Или подогнать заводскую заготовку. Так что на хлеб с маслом я всегда заработаю!" – он с гордостью постучал молотком по почти готовой подкове.

"А это правда важная профессия сейчас? Кажется, все так компьютеризировано..." – спросили Лена.

"Важная и почетная! Кузнец – это последний из могикан в мире металла!  – ответил Матвей.  – Мы не просто бьем молотом. Мы знаем секреты металлов, умеем их укрощать огнем, создаем вещи, которые служат десятилетиями! Без кузнецов не было бы ни машин, ни мостов, ни даже обычного гвоздя в древности! Сегодня нас мало, но мы хранители древнего ремесла, которое дало начало всей современной промышленности. И пока есть спрос на ручную работу, на реставрацию старины или просто на красивую кованую розу у калитки – кузнецы будут нужны!"

Музей тайн и металлический цветок

Пока остывала подкова, Матвей провел ребят по небольшому музею при кузнице. Здесь были не только старинные кованые вещи (ухваты, подковы, инструменты), но и предметы быта прошлого. 

"Такие музеи, – сказала Даша, – как раз и привлекают туристов, которые хотят прикоснуться к истории!"

Перед уходом Матвей подозвал Лену к наковальне. В его руках был небольшой раскаленный пруток. Несколько ловких, точных ударов молотком, пара движений клещами – и на ладони Лены очутилась удивительная роза, выкованная из металла! Она была еще теплой.

"Это тебе! – улыбнулся Матвей. – На память об огненном сердце Белокурихи и о том, что даже самый твердый металл может стать прекрасным цветком в руках мастера."

Лена покраснела от неожиданности и восторга: "Спасибо! Роза такая красивая... и настоящая!" 

Лена осторожно прикоснулась к гладким металлическим лепесткам.

ИСКРЫ ВЕКОВ: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КУЗНЕЧНОГО ДЕЛА

Первые искры: Самые древние кузнецы появились еще в каменном веке! Но ковали они тогда не металл, а... холодное оружие и инструменты из самородной меди, просто ударяя по ней камнями. Первые молоты были каменными!

Бронзовый прорыв: Потом люди научились сплавлять медь с оловом – получилась бронза. Она была тверже и прочнее. Бронзовый век (около 5-3 тысяч лет до н.э.) – время расцвета первых настоящих кузнецов. Они делали оружие, украшения, посуду.

Железный характер: Следующая революция – железный век (начался около 1200 лет до н.э.). Добыть и обработать железо было гораздо сложнее, чем бронзу. Его плавили в примитивных печах (горнах) из болотной руды, получая комки кричного железа, которые потом долго проковывали молотом, выгоняя шлак. Кузнец стал ключевой фигурой! Без его тяжелого труда не было бы ни меча, ни плуга, ни подковы.

Мастера и волшебники: Кузнечное дело всегда было окутано тайной и уважением. Кузнецов считали почти волшебниками, способными укрощать стихию огня и превращать "мертвый" камень (руду) в прочный и полезный металл. Их мастерство часто передавалось из поколения в поколение.

Двигатель прогресса: Кузнецы были главными технологами древности и средних веков! Они ковали:

  • Оружие и доспехи для воинов.
    • Инструменты для земледельцев, строителей, ремесленников (топоры, пилы, молоты, гвозди, скобы).
    • Детали для машин, повозок, кораблей.
    • Предметы быта (кочерги, дверные ручки, светцы).
    • Подковы для лошадей – главного "транспорта".

От кузницы к хаводу: С развитием промышленности массовое производство на заводах вытеснило многих кузнецов. Но искусство ручной ковки не умерло! Оно превратилось в высокое ремесло и искусство, необходимое для реставрации старины, создания уникальных изделий, художественной ковки и, конечно, кузнечного дела на селе, как у нашего Матвея!

Кузнец – одна из древнейших и самых уважаемых профессий на Земле, чей огонь греет человеческую цивилизацию уже тысячи лет!

Глава 6: Академия приключений: где учат делать отдых волшебным!

Следующей остановкой в путешествии по миру туризма стала не гостиница и не кузница, а... Алтайская академия гостеприимства! 

"Это же целый город профессий!" – восхитилась Даша, глядя на современные корпуса. 

Лена, Даша и Августин пришли сюда, чтобы узнать, где и как учат тех самых мастеров, которые создают уют в отелях, вкус – в ресторанах, а путешествия – незабываемыми.

"Отель в миниатюре": учимся, играя!

Их первым пунктом стал не обычный класс, а... настоящий гостиничный номер! Точнее, его точная копия, как в дорогом отеле. 

"Это наша учебная зона, – объяснил директор Сергей Владимирович. – Здесь студенты отрабатывают все до мелочей: от правильной заправки кровати до сервировки, от уборки до обслуживания мини-бара."

Августин не удержался: "А можно попробовать?" Ему дали настоящую гостиничную простыню. 

"Ох, это сложнее, чем кажется!" – смеялся он, пытаясь добиться идеальных "острых углов", как показывала студентка-старшекурсница. 

"Вот видите, – улыбнулся Сергей Владимирович, – практика – наш главный принцип! Приходя на первое рабочее место, выпускник уже знает все процедуры назубок."

"Приемная" и звонок недовольного гостя

Следующая остановка поразила еще больше. Перед ними была точь-в-точь стойка регистрации (ресепшен) престижного отеля! 

"Здравствуйте! Добро пожаловать в академию! Чем могу помочь?" – приветствовала их девушка-студентка в строгой форме.

"Это учебный класс 'Прием и размещение', – пояснил Елена Петровна. – Здесь студенты учатся регистрировать гостей, работать с бронированиями, отвечать на вопросы, и даже... решать проблемы!"

Августин решил проверить: "Представьте, я – недовольный гость! Мой номер не готов к заезду! Что вы будете делать?" Он нажал на маленький, но громкий колокольчик на стойке. Дзинь!

Студентка не растерялась. Она вежливо извинилась ("Простите за доставленные неудобства, господин Августин!"), предложила подождать в лаунж-зоне с бесплатным кофе и проверила статус уборки

"Мы решаем реальные задачи и 'кейсы', – объяснила преподавательница. – Конфликтные ситуации – часть работы. Мы учим сохранять спокойствие, быть вежливыми и находить решение, которое устроит гостя!"

Учеба = приключение 

"А где же студенты проходят настоящую практику?" – спросила Лена.

"О, это самое интересное! – глаза Сергея Владимировича загорелись. – У академии есть собственная учебная база отдыха! Представляете? Студенты всех специальностей работают там в сезон: будущие администраторы, горничные, повара, аниматоры, менеджеры туроператоры. Это их первая реальная работа под присмотром наставников!"

"А еще, – добавил он, – у нас есть собственное туристическое агентство. Студенты разрабатывают настоящие туры по Алтайскому краю, общаются с клиентами, продают путевки и даже сопровождают группы! Они видят туризм изнутри со всех сторон!"

Дверь в будущее: после 9-го и 11-го!

"А когда сюда можно поступить?" – поинтересовался практичный Августин.

"После 9 класса и после 11 класса! – ответил Сергей Владимирович. – После 9 класса ты учишься чуть дольше, зато получаешь и среднее образование, и востребованную профессию. После 11 класса – фокус сразу на специальных предметах и практике! А потом можно пойти работать или продолжить обучение для получения высшего образования, тоже в сфере туризма!"

"Сегодня у нас учится больше 3500 студентов! – с гордостью заключил он. – И каждого ждет работа! Потому что Алтайский край – это огромный, растущий курорт! Нам нужны администраторы, экскурсоводы, повара, менеджеры отелей и турфирм, логисты, специалисты по сервису, аниматоры, дизайнеры туристических пространств... Список можно продолжать очень долго!"

"Значит, – подытожила Даша, оглядывая современные классы и улыбающихся студентов, – здесь учат не просто профессии. Здесь учат создавать для людей счастье – счастье от прекрасного отдыха! И ты можешь стать частью этого волшебства хоть завтра!"

Августин и Лена переглянулись. Дверь в увлекательный мир гостеприимства и путешествий была для них теперь открыта!

МИР В ЧЕМОДАНЕ: КОРОТКО О ТУРИЗМЕ

Истоки: Путешествовать люди начали давным-давно! Сначала – по необходимости(торговля, поиск новых земель). Позже – ради знаний (ученые, как Геродот), веры(паломники) или здоровья (первые курорты вроде древнеримских бань).

Рождение отрасли: современный туризм начался в XIX веке в Европе. Появились первые турфирмы (как у Томаса Кука), комфортный транспорт (пароходы, поезда), специальные отели. Люди стали путешествовать ради удовольствия!

Современное разноцветье: Сегодня туризм – это море возможностей на любой вкус!

  • Отдых: Пляжный, оздоровительный (санатории), городские выходные.
  • Природа: Экологический, походный, сельский.
  • Культура: Экскурсионный (музеи, города), гастрономический, событийный (фестивали).
  • Адреналин: Спортивный (горные лыжи, рафтинг), приключенческий.
  • Бизнес: Деловые поездки, конференции.

Туризм – одна из самых динамичных и интересных отраслей в мире, объединяющая страны и культуры! И для нее нужны сотни разных профессионалов.

19 декабря 2025 / 16:20

Евгений Бедарев: о новой книге, аудиоспектакле со звёздами кино и подарках алтайским библиотекам

– Недавно в Алтайской краевой детской библиотеке прошла презентация сказки «Успеть до восхода солнца», которую озвучили Фёдор Добронравов и Татьяна Орлова. А написал эту сказку не кто иной, как кинорежиссёр, сценарист, а главное, наш с вами земляк. У нас в студии Евгений Бедарев. Скажите, как давно вы не были на алтайской земле и поменялось ли что-то после вашего последнего визита?

– Ну, тут нельзя говорить «визит» или что-то такое, потому что я постоянно приезжаю на Алтай. У меня здесь родители, у меня здесь друзья, и по большому счету я был здесь, мне кажется, месяца два назад. Так что я постоянно вижу изменения, они заметны, но нет такого, что я приехал спустя 8 лет и воскликнул: «Как всё изменилось, выросли дома, вырос город!» Нет, я постоянно здесь.

– Как преобразился город? Всё-таки за два месяца, мне кажется, можно что-то заметить.

– Он покрылся снегом. Везде холодно, везде много сугробов, в отличие от Москвы, где сейчас дождь. Поэтому большая разница во внешнем виде города.

– Нам, жителям Барнаула, знаете, как невероятно приятно это слышать на самом деле. Что мы чем-то в хорошем плане отличаемся от Москвы.

– Это однозначно. Здесь воздух суше, чище и приятнее. Нет такой влажности.

– Мы на самом деле можем сколько угодно говорить о том, чем Барнаул лучше Москвы, но раз уж я вначале представил вас как автора сказки, самое время поговорить про книгу. Расскажите, о чём она?

– Очень приятно, что эта книга вышла при поддержке моих друзей. Книга напечатана в Новосибирске известной типографией. Её написал я, проиллюстрировал Пётр Редькин. Плюс ещё важно, что известный агрокомплекс Алтая помог напечатать эту книгу большим тиражом. Благодаря такому участию небезразличных людей и состоялся выход этой книги. Да, и самое важное, говоря о том, что книга дойдет до читателя: мало того, что её можно будет купить в магазинах или на маркетплейсах, но мы сейчас, в преддверии Нового года, провели большую социальную акцию. Большая часть тиража, порядка тысячи книг, будет передана всем детским библиотекам Алтайского края. И поэтому в любом уголке, в любой деревне, в любом селе, в любой школе можно будет прийти и прочитать книгу. Это очень приятно, это здорово.

– Мне кажется, в наше время сказки точно необходимы не только детям, но и взрослым. А вот на самом деле, как мне кажется, каждая сказка чему-то учит. Есть ли вот что-то такое, какой-то главный посыл, который вы бы хотели донести? Или, точнее, вы закладывали в этой книге?

– Самый главный посыл – то, что семья важнее всего, дружба важнее всего, верные друзья важнее всего. Это основные ценности, мы понимаем, что без них нельзя. Без друзей невозможно, без семьи невозможно. И самое главное, чтобы в твоей жизни был свет. Ты должен иметь цель, к чему-то стремиться и обязательно будешь побеждать, если у вас большая компания друзей, условно.

– Ну, судя по тому, сколько людей принимали участие в создании этой книги, то посыл должен быть точно таким.

– Да, смотрите, сама книга была написана три года назад, потом художник Петр Редькин два года рисовал иллюстрации.

– Она же сначала была, насколько я знаю, в аудиоформате?

– Не совсем так. Она была написана, потом начали создавать иллюстрации. Но поскольку этот период занял очень много времени – в месяц получалось две, иногда три–четыре иллюстрации максимум – получается, что много времени ушло на то, чтобы эту книгу сформировать.

Вот чтобы запал не прошёл, мы решили с друзьями записать аудиосказку, аудиоверсию. И много моих друзей-актеров пришли помочь. Там порядка 20 человек работали. Там написано пять часов музыки. Озвучивают Татьяна Орлова, Залим Мирзоев, Карина Разумовская, Фёдор Добронравов. Там песни спела Ая из «Города 312». То есть это огромный музыкальный спектакль. Как ребята называют – «аудиокино», потому что там и музыки много, и герои все живут, и шумы… То есть это реальная история, в которую ты погружаешься и получаешь огромное удовольствие.

Поэтому хочешь – читай, хочешь – слушай. Её можно послушать на известном аудиоресурсе: пришёл, купил, послушал, получил удовольствие. Так что сказка распространяется и приносит, как мне кажется, радость.

– То есть в какой-то степени получается, сказка может быть с тобой не только, когда ты дома сидишь где-то в уютном уголке, но и, например, когда добираешься до работы?

– Конечно. Аудиоверсия длится, по-моему, 5 часов, там 28 глав. И там, например, интересная история в том, что, если с родителями ребёнок либо читает, либо слушает, её можно на несколько вечеров растянуть. Глава идёт минут 10. И некоторые из них заканчиваются песнями – можно с ребёнком попеть. А две главы заканчиваются даже колыбельными, совершенно новыми, к которым я написал слова, а музыку написал Александр Афанасов.

– Евгений, насколько мы знаем, вы принимали участие в написании сценария к фильмам «Тариф ,,Новогодний”», «Пока цветёт папоротник», «Домовой» и другим. Но откуда у вас появилась любовь к сказкам? Или, наверное, давайте даже так: откуда у вас появилась любовь к написанию сказок?

– Нет, наверное, всё-таки больше к сказкам. С самого детства я обожал ходить в библиотеку, обожал читать книги, сидел в читальном зале. В те времена, когда я был ребёнком, с книгами, к сожалению, была большая проблема. Их было очень мало, очень было мало красочных, мало сказок и фантастики – того, что я очень любил. Потому что ты вдруг уносишься в какой-то параллельный мир и проживаешь те приключения, которых у тебя не может быть в жизни. Ты там побеждаешь, открываешь порталы, владеешь волшебной палочкой, летаешь на ковре-самолете…

Это будит воображение, позволяет тебе поверить во что-то великое, большое, светлое. И вот мне всегда казалось, что сказки позволяют становиться лучше, чище, добрее. Сказки учат чему-то. И, наверное, тогда в детстве, когда я сидел в читальном зале и читал, условно, Гауфа или Кира Булычёва, мне казалось, что однажды я должен написать сказку. Вот в то время мне как-то это, видимо, в голову попало. Поэтому, наверное, сейчас это детское желание осуществилось.

– То есть, правильно ли я понимаю, тот мальчик Женя с гордостью смотрит уже на состоявшегося мужчину Евгения и говорит ему спасибо за то, что он всё-таки смог осуществить его давнюю детскую мечту?

– Да. И вот почему я ещё рад этой акции: в детстве мне очень нравилась книга Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», их шесть книг. А я жил в селе Веселоярск Рубцовского района, маленькое село. И библиотека была маленькая. Я дочитал до второй книги или до третьей, а продолжения нет. И в то время был такой сервис – межбиблиотечный абонемент. Ты выписываешь книгу из Барнаула, и спустя месяц к тебе книга приходит в гости. Тебе привозят её на две недели, ты читаешь, отдаёшь, и она обратно уезжает в Барнаул.

Я помню этот восторг, когда я получил её, иду по улице и читаю. И вот сейчас мне захотелось, чтобы в каждом селе, в каждой деревне, в детской библиотеке была моя книга. Это здорово, потому что эта книга такая, которую я бы хотел прочитать в детстве. В ней много волшебства, много дружбы, много любви.

– А вот где было больше всего сложностей? При написании, при издании или, может быть, в каких-то других процессах?

– Это всё процессы разные. Написание книги и создание аудиоспектакля – это совершенно разные вещи. То есть книгу ты написал – ты один дома сидишь у компьютера, ничего тебе не мешает, ты ни от кого не зависишь.

Если мы начинаем работать над книгой печатной, это нужны иллюстрации (художник), нужна вёрстка, нужен корректор. Её три раза вычитывали! В последний момент буквально, когда уже отправили в тираж, вдруг случайно находится ошибка. Приходится останавливать весь тираж, заново всё вычитывать.

– То есть уже после проверки?

– Да, так получилось. Дизайнер вносил правки, и влетела, как говорится, непрошеная ошибка. Пришлось остановить тираж. Ну, благо там небольшие убытки были.

А если мы говорим про аудиоспектакль, то это нужно написать много музыки, обсудить с композитором. Потом мы садились, буквально два месяца ребята делали, огромный коллектив. Потому что нужно это всё озвучить, прочитать, сыграть, свести, подложить огромное количество шумов… Самый менее трудозатратный процесс – это написать книгу. А всё остальное требует большого труда и участия огромного количества людей.

– Я как человек, который не сталкивался с этим никогда, всегда думал, что именно написание – это самый трудоемкий и сложный процесс.

– В этом тоже есть сложность, но для меня больше ничего не надо – только время и вдохновение. А книгу или аудиоспектакль тебе нужно создать, уже имея команду людей, благодаря которым это всё воплотится. Одного твоего таланта уже недостаточно. В этом плане для меня сложнее – нужно подключать кучу людей.

– Есть ли у вас какое-то пожелание для человека, который прочитает эту книгу? Что его ждёт?

– Ну тут по-разному, кто что любит. Когда ты читаешь книгу, у тебя больше работает фантазия. Но, правда, здесь очень много иллюстраций, которые нарисовал Пётр Редькин. Мне они очень нравятся. Вот сейчас с засильем ИИ и нейросетей любой может создать картинку, какую хочешь…

– Кстати, использовался ли искусственный интеллект?

– Нет, нет, нет. Всё своим трудом. Пётр Редькин, прекрасный иллюстратор, делал это два года. И чем мне это больше нравится – в каких-то моментах любые иллюстрации по сравнению с нейросетями могут быть несовершенными, но в этом их кайф, в этом атмосфера. Когда смотришь на идеальные картинки от нейросети – первые 10 минут получаешь эстетическое удовольствие: прекрасные лица, костюмы. Но потом, когда всё красиво и одинаково, ты устаёшь. А здесь чувствуется душа.

А в аудиоспектакле большой плюс в том, что актёры проживают это. Ты слышишь эту мышку, как она пищит, представляешь Домового, как он разговаривает голосом Фёдора Добронравова, или Татьяну Орлову за Кикимору. Музыка тебя уносит. Ты можешь петь с героями, плясать. Там, по-моему, семь песен. Это развлечение и отдых разного плана.

– То есть идеальный вариант – это и прочитать, и послушать?

– Наверное. Каждый выберет своё. Но меня радует то, что сказка живёт. Её можно и в библиотеке взять, и купить, и послушать. Много людей могут прикоснуться к ней. Для любого автора важно, чтобы произведение дошло до зрителя, получило отклик и принесло эмоцию. Мне всегда хотелось, чтобы мои фильмы вызывали у людей разные эмоции: чтобы им хотелось вместе с героями плакать, смеяться, радоваться, побеждать. И вот если это вызывает отклик, то это классно.

– Во время нашего разговора меня не покидает мысль, а когда ещё Евгений Бедарев окажется на «Катунь 24»? Хотя мы узнали, что вы достаточно часто приезжаете.

– На «Катуни» я был буквально каждый год. Мы приходим, когда какое-то новое событие. Я помню, мы приезжали и с «Байкальской мили», и с фильмом «Счастье в конверте» с большим туром. Мы всё время идём неразрывно с «Катунью»: чем-то делимся, какие-то планы раскрываем при поддержке вашего канала.

– Раз уж вы посещаете нас фактически каждый год, давайте традиционное ежегодное пожелание для наших телезрителей.

– Оно будет банально и постоянно. Самое главное – чтобы было здоровье. Потому что это настолько важно! Когда у тебя есть здоровье, ты его не замечаешь. А когда его нет, ты вдруг начинаешь понимать, что оно как воздух необходимо. Поэтому здоровья, удачи, лёгкости, творческого порыва. Чтобы хотелось творить, не замыкаться на плохих новостях, а искать свет, искать чудеса, верить в волшебство. И всё обязательно будет. Потому что хорошего всё равно больше, чем плохого.

– Евгений, спасибо вам большое за то, что пришли. Мы со своей стороны хотели бы вам пожелать как можно больше благодарных читателей и слушателей. И чтобы ваша книга и посыл в ней дошли до сердец.

– Спасибо большое. Пусть так и будет.