16 декабря 2021, 22:22

Алтайские эксперты рассказали, как не попасться на уловки мошенников и не отдать им свои деньги

Обманщики используют новые схемы, не брезгуя ничем: пандемийными социальными выплатами, подменой официальных номеров банков. Как себя обезопасить и что нужно знать, смотрите в нашем материале.

Источник фото: 
unsplash.com

«Здравствуйте, заметили подозрительную активность, возможно, кто-то другой пользуется вашей банковской картой», – выражение почти крылатое. Мы знаем, как работают мошенники, но все равно попадаемся на их уловки. Они застают нас врасплох, давят на эмоции, а мы продолжаем им верить. Всегда нужно помнить, как вывести обманщиков на чистую воду.

Дмитрий Филипьев, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, отметил, что если вы не обращались ранее в банк, а вам звонят первыми, то уже можно предположить, что это мошенники:

«На вас выходят сами – то есть вы никуда не обращались, и вам поступает звонок. Звонок в основном касается либо денежных средств, либо информации, либо предложения какого-то уникального продукта. Это должно вас насторожить.
Второй триггер, на который мы должны обращать внимание, – это моральное давление и ускорение процесса принятия решения, то есть вам совершенно не дают времени подумать».

Махинации с деньгами на банковских картах – наиболее распространенный вид обмана. Чаще всего страдают люди старшего поколения: они доверчивы, не могут быстро сориентироваться и перезвонить в банк самостоятельно, проверить личный кабинет с мобильного устройства, а аферисты этим пользуются. Кроме того, на людей до сих пор действуют СМС: «Мама, переведи деньги, я попал в аварию». Или в тюрьму.

Частые схемы мы научились распознавать. Но мошенники стараются работать в ногу со временем. Относительно новая беда пришла, откуда не ждали, со стороны  так называемых социальных выплат. В разгар пандемии звонят якобы сотрудники Пенсионного фонда, Роспотребнадзора и других госструктур, сообщают о положенной материальной помощи от государства и просят личную информацию – номер карты, код, пароль из СМС. Их говорить ни в коем случае нельзя. Более того, такие выплаты начисляются автоматически, никакие данные сообщать не нужно.

«Для выплаты компенсаций не только физическим лицам, но и бизнесу уже никаких данных и подтверждающих документов не нужно. Государственные органы обладают всей этой информацией. Она есть часть на «Госуслугах», есть в Пенсионном фонде, мы много куда свои данные предоставляем. Поэтому все пособия, компенсации начисляются автоматически», – прокомментировал такой вид мошенничества Дмитрий Филипьев.

Еще один актуальный вид атаки преступников – игры на бирже. Жертве приходит письмо по электронной почте с выгодным предложением – заработать на инвестициях. Доверчивых граждан ждут лжеброкеры. Сумма на счету начинает стремительно расти, и начинающий горе-инвестор входит в азарт. Чтобы обналичить заработок, требуют заплатить комиссию. Естественно, после ее перечисления оказывается, что никаких денег нет, реального счета нет, брокеров тоже нет.

К сожалению, доказать состав подобного преступления не так просто, ведь так называемый потерпевший зачастую сам сообщает мошенникам свои персональные данные и данные своих платежных инструментов – карт и банковского счета. Или же вообще перечисляет самостоятельно деньги на счет обманщиков. Чтобы не попасть в столь неприятную ситуацию, необходимо помнить, что официальные представители финансовых и других организаций никогда не будут запрашивать личную информацию, запугивать и торопить с принятием решения. Если вы не уверены в своем собеседнике, всегда можно перезвонить по официальному телефону службы, которую он представляет.

Сюжет подготовлен телеканалом «Катунь 24» в рамках реализации государственной программы региона «Повышение финансовой грамотности населения в Алтайском крае».