Закон об ОСАГО: что изменилось?
В октябре Государственная Дума рассмотрит законопроект по реформе ОСАГО. Он предполагает введение дифференцированного тарифа: чем опаснее стиль вождения автомобилиста, тем больше он заплатит за полис. Так, надбавки за полис предусмотрены за грубые нарушения ПДД: езду в нетрезвом виде, проезд на красный сигнал светофора. По мнению директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, такая мера позволит страховым компаниям правильно оценивать риски.
«Некоторые трактуют этот пункт законопроекта как повторное наказание за нарушение ПДД. Но здесь речь идёт о шкале оценки рисков, а не системе штрафов, — считает Дмитрий Журавлев. – Если водитель совершает грубые нарушения ПДД и вообще демонстрирует аварийный стиль вождения, он априори несет угрозу на дороге. А потому логично, что он заплатит за полис больше аккуратных людей. Такое правило будет стимулировать лихачей менять стиль вождения».
Законопроект по реформе ОСАГО подразумевает, что страховщики начнут учитывать нарушения правил дорожного движения конкретного водителя при расчёте стоимости полиса. При этом по новым правилам аккуратные и опытные водители заплатят меньше. Вместе с введением новых коэффициентов будут отменены действующие – территориальный коэффициент и надбавка за мощность двигателя, так как не они влияют на потенциальные риски, а сам водитель.
Традиционная модель страхового бизнеса подразумевает, что тариф определяется исходя из рисков, которые несет каждый конкретный водитель. Но в системе ОСАГО это сейчас работает не совсем так, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«Сейчас ОСАГО работает так, что хорошие водители платят за плохих, так как тариф для всех примерно одинаковый. Это привело к большим проблемам, и какое-то время этим видом страхования были недовольны все, – считает Шкуматов. – Последняя реформа ОСАГО, направленная на персонализацию тарифов, предполагает, что тариф будет рассчитываться максимально индивидуально. Если человек ездит по дорогам аккуратно, не нарушает ПДД, то тариф у него будет минимальным. Но если ты ездишь и ни в чем себе не отказываешь, то пожалуйста, но за свой счет».
По мнению эксперта, ОСАГО начнет играть некоторую воспитательную роль, являясь мотивацией к добропорядочному поведению на дороге. В других странах, где также действует система обязательного автострахования, это работает именно так. При этом усиливается и контроль за наличием полиса ОСАГО.
На днях в Российском союзе автостраховщиков подвели первые итоги пилотного проекта по выявлению водителей без ОСАГО с помощью камер ГИБДД. Пока систему тестировали в Москве. За время пилота уведомления об отсутствии полисов получили 10,6 тыс. водителей. В дальнейшем такой механизм планируется распространить по всей стране.
Напомним, реформа ОСАГО стартовала в 2019 году. Так, с начала года был расширен тарифный коридор вверх и вниз на 20 процентов. Также был реформирован коэффициент «возраст-стаж», и в результате опытные водители получили дополнительные скидки. При этом после реформы средняя стоимость полисов ОСАГО в России по итогам восьми месяцев этого года снизилась на 5,44 процента. В некоторых регионах средняя цена на «автогражданку» упала почти на 30 процентов.
Каналы в MAX активно создают государственные организации Алтайского края
На сегодня, по данным Центра управления регионом, создано более 100 каналов краевых министерств, управлений, муниципальных органов власти и подведомственных организаций в национальном мессенджере. Работа в этом направлении продолжается – сейчас создаются площадки в MAX школ, больниц, детсадов и других подведов. Кроме того, по данным Госинспекции Алтайского края, у нас в регионе создано около 5 тыс. общедомовых чатов на платформе МАХ и их создание продолжается.
Три года назад, 1 декабря 2022 года, появился федеральный закон о государственных страницах в соцсетях. Все органы власти и бюджетные организации, включая каждую школу, больницу, детский сад, ведут свои страницы и отвечают на обращения граждан, — такой системы открытости в интернете нет ни в одной другой стране мира. Во "ВКонтакте" сейчас работают 173 тыс. госпабликов, ими пользуются 57 млн россиян.
Появление национального мессенджера МАХ стало очередным шагом для развития инфраструктуры госпабликов. С августа 2025 года государственные органы и организации, главы субъектов начали создавать свои каналы в МАХ. Так, одним из первых в MAX появился аккаунт губернатора Алтайского края Виктора Томенко.
По данным АНО «Диалог Регионы», на данный момент в мессенджере зарегистрированы каналы 87 губернаторов, всех 89 региональных правительств (в том числе Алтайского края), более 4 тыс. органов исполнительной власти и местного самоуправления. В активной фазе создания госканалы образовательных учреждений, театров, больниц, молодежных организаций.
АНО «Диалог Регионы» выпустила первый рейтинг правительств территорий РФ по охвату аудитории в МАХ. Он основан на двух ключевых показателях: количестве подписчиков и соотношении аудитории канала с численностью населения субъекта страны. Несмотря на то, что госпаблики в MAX были запущены совсем недавно, рейтинг показал значительный успех мессенджера в регионах. В топ-5 субъектов по состоянию на 1 декабря вошли Москва (50 тыс. подписчиков), Астраханская область (13 тыс.), Курская область (8 тыс.), Республика Коми (7,8 тыс.), Чукотский автономный округ (1,2 тыс.).
Развитие госпабликов в МАХ – стратегически важный шаг для госорганов и организаций, убежден вице-президент VK по стратегическим проектам Рустам Хайбуллов.
«Госорганы идут туда, где находятся люди, – это и есть настоящая открытость. Технологическая база национального мессенджера, включая интеграцию с «Госуслугами», обеспечивает безопасность, надежность и удобство этого диалога. MAX, как и "ВКонтакте", становится мощной платформой для размещения социально значимой информации», – подчеркнул он.
МАХ становится новой площадкой для позиционирования активной работы власти. Уже на старте запуска работы аудитория проявляет большой интерес к госпабликам в MAX, наблюдается высокая динамика роста подписчиков, отметил замгендиректора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев.
«Создание госпабликов в МАХ – один из важных шагов в формировании информационного суверенитета страны, доступа граждан к актуальной и достоверной информации. 20 тыс. официальных каналов органов власти и учреждений уже создано в МАХ, общее количество подписчиков – 2 млн. По нашей оценке, в ближайшие месяцы число новых госпабликов в мессенджере вырастет до 40 тыс. Активно начали работу по созданию своих каналов школы, театры, больницы. Центры управления регионами, подразделения «Диалог Регионы», помогают выстроить эту работу в каждом регионе», – отметил он.
















