Скачок напряжения в электрической сети. Кто возместит имущественный вред?
Согласно российскому ГОСТу 29322-92 с 2003 г., норма напряжения в электросетях домашнего использования соответствует 220 В. Однако реальное напряжение в розетках частных домов и квартир нередко отличается от стандартных показателей. Жильцы иногда жалуются на скачки напряжения в электросети и, как следствие, поломку электроприборов.
Что делать и куда обращаться при перепадах напряжения? Как защитить электроприборы? Об этом расскажем далее.
Исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение» может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Именно к исполнителю коммунальной услуги необходимо адресовать претензии, связанные с повреждением имущества потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
А в случае отказа в добровольном удовлетворении требования потребителя необходимо обращаться в суд.
Как принято в отечественной и мировой судебной практике по спорам потребителей, бремя доказывания в суде справедливо возложено на более сильную сторону спора. Потребитель, а в особенности потребитель электроэнергии, которую поставляют в основном субъекты естественных монополий, всегда выступает слабой стороной договора как с экономической, так и с юридической точки зрения, поскольку в подавляющем большинстве случаев даже не имеет технической возможности доказать в суде тот или иной факт в вопросах потребления электроэнергии. Как правило, потребитель имеет лишь простое принимающее оборудование, которое не фиксирует перепады напряжения и иное ненадлежащее исполнение договора поставщиком электроэнергии.
Следовательно, бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на энергоснабжающую организацию.
Верховный суд Российской Федерации ещё раз подтвердил данную практику. Он отметил, что вред, причиненный имуществу гражданина вследствие ненадлежащего предоставления услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим эту услугу, независимо от его вины (ст. 1095 Гражданского кодекса). А за надежность обеспечения потребителей электричеством и его качество отвечают субъекты электроэнергетики (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). При этом Судебная коллегия напомнила, что в спорах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (абз. 1 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Почти 300 тысяч жителей Алтайского края научились оказывать первую помощь за 2025 год

В Алтайском крае более 20 новых участников освоили навыки спасения жизни на очередном занятии проекта «Готов к санитарной обороне». На этот раз обучение прошли специалисты по охране труда компании «Конти».
Проект отмечает первую годовщину. По словам преподавателя-инструктора Алтайского института развития медицинского образования Якова Бражникова, за прошедший 12 месяцев в нём приняли участие около 300 тысяч человек.
«За эти 12 месяцев проект стал по-настоящему масштабным и доступным. Мы обучаем не только взрослых, но и детей, адаптируя программы для разных возрастов. Наша задача — чтобы в критической ситуации любой человек, будь то офисный сотрудник, рабочий на предприятии или школьник, не растерялся и смог оказать доврачебную помощь», — пояснил Яков Бражников.
Инструкторы проекта проводят выездные занятия по всему региону — на предприятиях, в учебных заведениях, детских садах и организациях. Основной акцент делается на практику: все участники отрабатывают приёмы на специальных манекенах под контролем медиков.
Один из участников, Михаил Погорелов, отметил ценность таких занятий: «В теории все кажется понятным, но только на практических занятиях, когда нужно правильно наложить жгут или сделать непрямой массаж сердца на манекене, понимаешь настоящую ценность этих навыков. В нашей работе это особенно актуально — умение действовать быстро и правильно может спасти чью-то жизнь на производстве».
Записаться на обучение может любой желающий по единому телефону 122. Проект «Готов к санитарной обороне» продолжает расширяться, формируя в регионе культуру безопасности и взаимопомощи.
















