Скачок напряжения в электрической сети. Кто возместит имущественный вред?
Согласно российскому ГОСТу 29322-92 с 2003 г., норма напряжения в электросетях домашнего использования соответствует 220 В. Однако реальное напряжение в розетках частных домов и квартир нередко отличается от стандартных показателей. Жильцы иногда жалуются на скачки напряжения в электросети и, как следствие, поломку электроприборов.
Что делать и куда обращаться при перепадах напряжения? Как защитить электроприборы? Об этом расскажем далее.
Исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение» может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» (далее Закон) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Именно к исполнителю коммунальной услуги необходимо адресовать претензии, связанные с повреждением имущества потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
А в случае отказа в добровольном удовлетворении требования потребителя необходимо обращаться в суд.
Как принято в отечественной и мировой судебной практике по спорам потребителей, бремя доказывания в суде справедливо возложено на более сильную сторону спора. Потребитель, а в особенности потребитель электроэнергии, которую поставляют в основном субъекты естественных монополий, всегда выступает слабой стороной договора как с экономической, так и с юридической точки зрения, поскольку в подавляющем большинстве случаев даже не имеет технической возможности доказать в суде тот или иной факт в вопросах потребления электроэнергии. Как правило, потребитель имеет лишь простое принимающее оборудование, которое не фиксирует перепады напряжения и иное ненадлежащее исполнение договора поставщиком электроэнергии.
Следовательно, бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на энергоснабжающую организацию.
Верховный суд Российской Федерации ещё раз подтвердил данную практику. Он отметил, что вред, причиненный имуществу гражданина вследствие ненадлежащего предоставления услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим эту услугу, независимо от его вины (ст. 1095 Гражданского кодекса). А за надежность обеспечения потребителей электричеством и его качество отвечают субъекты электроэнергетики (п. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). При этом Судебная коллегия напомнила, что в спорах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (абз. 1 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Российская интернет-энциклопедия РУВИКИ стала лауреатом Премии РУНЕТА 2025 в двух номинациях

14 декабря состоялась торжественная церемония вручения Премии РУНЕТА 2025, два проекта Российской интернет-энциклопедии РУВИКИ признаны лауреатами. Они отмечены наградой XXII Национальной Премии Рунета за вклад в развитие российского сегмента интернета. Церемония награждения прошла в Доме Пашкова в Москве.
Интернет-энциклопедия РУВИКИ стала лауреатом в новой номинации 2025 года «Цифровое наследие» (Образование и кадры) с проектом «Создание доступной энциклопедической платформы», где пользователь может получать проверенные качественные знания, основанные на академических данных, в современной привычной форме через диалог с нейросетью. Проект сочетает автоматизацию и искусственный интеллект с экспертной проверкой данных, опираясь на сотрудничество с ведущими научными и культурными организациями страны: Российской академией наук, Государственным архивом РФ, библиотеками и музеями.
«Такой подход позволил собирать и структурировать ценные базы знаний накопленного человеческого опыта, наследия нашей страны и доставлять его пользователям через новый цифровой формат общения с искусственным интеллектом. Проект обеспечил уникальное сочетание скорости и точности: пользователи получают быстрый нейроответ на основе проверенных материалов, – рассказала заместитель генерального директора по стратегическим коммуникациям РУВИКИ Елена Литовченко. – В будущем мы планируем создавать новые базы данных, например, трудовые династии России, а также сделать поиск качественных академических знаний для всех российских пользователей еще более удобным и технологичным».
Интернет-энциклопедия РУВИКИ стала лауреатом специальной номинации «За вклад в обучение ИИ» от титульного партнера конкурса Яндекс с проектом «Создание энциклопедичной базы актуальных и технологичных знаний при помощи нейросетевых решений» в процессе поиска, обновления, расширения и защиты контента. РУВИКИ – первая российская энциклопедия, интегрировавшая генеративный поиск на базе Yandex GPT прямо в систему знаний. Сегодня создана уникальная экосистема ИИ-решений, которая охватывает весь цикл работы интернет-энциклопедии – от поиска новых фактов до автоматической генерации статей и защиты контента. Качество информации обеспечивается сбалансированным подходом к использованию ИИ, двойным контролем – ИИ-фильтрацией и проверкой экспертами.
«Благодарю партнёров РУВИКИ за совместную работу и поддержку нашей команды, это общая победа. Уверен, что в будущем нас ждут новые проекты и новые достижения в сфере ИИ, а пользователей РУВИКИ – удобные, полезные и инновационные сервисы», – отметил заместитель генерального директора по развитию продуктов и информационных технологий РУВИКИ Илья Петрунин.
















