10 августа 2024 / 10:54

115 лет исполнилось Пассажу Смирнова

Самый большой дореволюционный торговый центр начал работать больше века назад в краевой столице.

115 лет назад в Барнауле открылся самый большой дореволюционный торговый центр, который был известен как Пассаж Смирнова.

Иван Фёдорович Смирнов был купцом первой гильдии. Однажды у него появилась идея открыть торговый дом, который по своим размерам и предоставляемым услугам смог бы затмить всех конкурентов.

Пассаж Смирнова построили за два года. И на момент 1909 года здание полностью электрифицировано, ток поступает по проводам, переброшенным через улицу.

Торговый центр напоминал букву П, а фасады здания расположились сразу на 3 улицах: Московском проспекте, улице Пушкина и Гоголя. В пассаж Смирнова можно было попасть через 5 разных входов, каждый из которых вел в пять разных отделов: обувной, канцелярский, аптечный, галантерейный и винно-бакалейный отдел.

Кстати, со стороны улицы Пушкина можно было также попасть и в огромный по тем временам синематограф «Триумф», который вмещал в себя 314 зрителей, а его площадь составляла 132 квадратных метра.

Спустя 5 лет с момента постройки Пассаж пострадал от пьяного погрома. Магазины были разграблены, а здание даже горело. Несмотря на это, Смирнов решает восстанавливать здание, он достраивает третий этаж, а угловые башенки становятся четырёхэтажными.

Три года спустя в пожаре 1917 года, который уничтожил треть города, сгорел и самый большой торговый центр Барнаула, руины были снесены, а место, где находился Пассаж Смирнова, пустует до сих пор.

19 ноября 2025 / 21:33

Художник из Барнаула посвятил 52 работы образу городского элеватора

Иногда привычный городской пейзаж может стать отражением внутреннего мира человека. Художник Юрий Гребенщиков на протяжении трёх лет создавал серию работ, посвящённую барнаульскому элеватору. В каждом рисунке — не только бетонные формы, но и скрытые послания самым близким.

«Одинокий гигант» — так художник Юрий Гребенщиков видит и чувствует барнаульский элеватор. В Алтайском государственном институте культуры открылась его персональная выставка. 52 работы, объединённые одним образом, но каждая рассказывает свою часть большой истории. Истории, в которой промышленный памятник становится отражением внутреннего мира самого автора.

Первую работу из этой серии Гребенщиков написал три года назад. С тех пор «одинокий гигант» обрёл десятки воплощений. И в каждом — не только история места, но и частица жизни самого художника, адресованная самым близким. Почти на всех картинах есть скрытые послания.

Когда автор на протяжении нескольких лет изображает один объект в разных настроениях, ракурсах и композициях — это редкое явление в современном искусстве. Коллеги по цеху проводят параллели с великими предшественниками.

«Мы знаем опыт французских художников — Нотр-Дам-де-Пари утром, днём, вечером. Импрессионисты так изучали состояние. И сегодня вспомнил такой опыт, когда японский художник изобразил 138 видов горы Фудзи. Знаковый объект для Барнаула, его видно при подъезде к городу — грандиознейшее здание элеватора. Он стал действительно героем», — говорит председатель Алтайского отделения Союза художников России Дмитрий Петренко.

История барнаульского элеватора началась в 30-е годы прошлого века. На момент постройки это был крупнейший элеватор в Сибири. Здесь принимали, обрабатывали и хранили зерно со всего Алтайского края. И сегодня, глядя на его суровые бетонные формы, сложно не почувствовать эту связь времён.

Казалось бы, элеватор это просто часть городского пейзажа — то, что многие из нас каждый день видят по дороге на работу или домой. Однако это здание передаёт историю трудового подвига и хлебного дела на Алтае.