«Край возле самого неба»: в Барнауле прошла премьера уникального хореографического спектакля ансамбля «Алтай»
Под руководством народного артиста России Владимира Васильева Государственный молодежный ансамбль песни и танца создал четыре яркие хореографические новеллы. Премьера состоялась сегодня, 25 июля, в концертном зале «Сибирь».

«Край возле самого неба» — вот так романтично и просто называется хореографический спектакль по мотивам произведений сибирских писателей Шукшина, Астафьева и Распутина. Над картиной трудились известные хореографы из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и Перми. У каждого был свой эпизод.
«В моем спектакле, в моей композиции я изначально взял рассказ Шукшина «Три грации» как такую отсылку к человеку, который наблюдает за очень интересными девушками. Но в то же время мне не хотелось именно показывать этот рассказ, это скорее такая история по мотивам, мое впечатление о рассказе», — описывает свою задумку солист балета и хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов.
Действительно в проекте нет прямых аналогий и раскрытия конкретных произведений авторов. По задумке хореографы отражают исключительно образ, рисуя его в танце. Это то, что волновало людей тогда и волнует сегодня: тема малой родины, свободы и женщины.
«Образ женщины для меня очень важен в этом спектакле. И я попытался понять, рассказать то, что я чувствую, свои ощущения к моей маме, к моей дочке, пронести это через ту идею, которая будет звучать в спектакле», — делится Алексей Расторгуев, художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова».
Танец ставили на музыку Рахманинова, Гноро, Айги и других авторов. Основная задача — тронуть сердце алтайского зрителя. Сделать так, чтобы всё было понятно, близко и знакомо. Тем не менее, по словам хореографов, совместная работа пошла на пользу. С артистами Государственного молодежного ансамбля «Алтай» понравилось работать каждому. Основной сложностью были сроки.
«Сложное — это сроки всегда. И в то же время это интересно. Когда ты чувствуешь и знаешь какие-то ограничения, будь то сроки, бюджет, организационные моменты, ты находишь в этом какое-то творчество. И оно рождалось просто концентрированным образом. Когда ты понимаешь, что у тебя не так много времени, но есть горящие глаза, желающие творцы, танцовщики, которые хотят все это, впитывают. И это подстегивает тебя, и ты не можешь позволить себе как-то расслабиться», — рассуждает хореограф, режиссер, танцовщик Александр Могилёв.
Вопреки всей сложности поставленной задачи воплотить задуманное в жизнь получилось. Создатели уже сейчас довольны объемом проделанной работы.
«Очень сложно делать за 5 дней спектакль. Но как-то в этот раз я уже могу говорить: все получилось», — ответствует хореограф Дмитрий Залесский.
Некоторые из хореографов работают с ансамблем «Алтай» не первый раз. Так, для Дмитрия Залесского, хореографа из Минска, это уже третий совместный проект. Работать с «Алтаем», признаётся, легко и приятно.
После премьеры губернатор края Виктор Томенко вышел на сцену, чтобы поздравить балетмейстеров и коллектив ансамбля «Алтай» с ярким выступлением и поблагодарить за творчество.
Более ста произведений искусства восстановлены в Художественном музее Алтайского края

За последние пять лет, с 2020 по 2025 год, в Государственном художественном музее Алтайского края было отреставрировано около 120 экспонатов. Работы в основном финансировались из краевого бюджета в рамках государственной программы «Развитие культуры Алтайского края».
В список восстановленных предметов вошли живописные полотна и иконы, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также скульптуры, сообщили в Минкультуры Алтайского края.
Одним из знаковых отреставрированных объектов стала мраморная скульптура «Мальчишка» Татьяны Рыжовой — один из первых экспонатов музея. Произведение давно утратило выставочный вид: были утрачены четыре пальца на левой руке, а по всей поверхности распространились загрязнения. Реставрацию, проведенную за счет средств госпрограммы, выполнил специалист из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) Владимир Черемхин. Теперь скульптура займет место в будущей экспозиции «Отечественное искусство XX века».
Среди восстановленных живописных и иконописных работ — портреты, пейзажи, натюрморты, образы Богоматери и святого Николая Чудотворца.
Также был отреставрирован «Женский портрет» кисти Якова Аргунова — одного из представителей известной династии крепостных художников. В музеях страны хранится всего пять его живописных работ, и одна из них теперь находится в фондах Алтайского края в обновлённом виде.
















