11 января 2024 / 08:02

Страшной день: традиции и приметы на 11 января

Православная церковь сегодня почитает память 14 000 убитых при царе Ироде младенцев. Этот эпизод новозаветной истории описывается в Евангелии от Матфея. Согласно преданию, волхвы, пришедшие выразить своё почтение новорожденному Иисусу, не сообщили царю Ироду о местонахождении младенца. Ирода сильно разгневало это, и он потребовал избить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет.

Страшной день: традиции и приметы на 11 января

Традиции и обычаи 

На Руси этот день считали несчастливым. В это время обычно стояли самые сильные морозы. Крестьяне отдыхали в ожидании оттепели. Считалось, что в Страшной день по земле бродит нечистая сила, поэтому в темное время суток без особой надобности из дома старались не выходить.

Особенно 11 января берегли детей. Не выпускали их из дома, потому что считали, что на них нечисть охотится. Грудным деткам в колыбель клали сухой цветок чертополоха. Ещё в качестве оберега использовали предметы из железа (серп, топор, молот). Их в Страшной день под люльку клали заботливые родители. С утра было принято ходить в церковь, чтобы помолиться за детей. Вечером родители загадывали малышам загадки и читали сказки.

Молодежь проводила время за дружескими посиделками. Девушки гадали, рассказывали друг другу интересные истории из жизни и небылицы.

11 января: гадание в домашних условиях

Рождественские святки продолжатся, поэтому день отлично подходит для ворожбы. В народе верили, что 11 января гадания будут правдивыми и помогут приоткрыть завесу будущего.

Девушки в этот день ходили в сарай и там оставляли подвешенный гребень на ночь. Утром отправлялись смотреть, какого цвета волосы на нём. По обнаруженным локонам определяли цвет шевелюры будущего супруга.

Ходили к амбару и говорили: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!». Прислушивались к звукам, исходящим из складского строения. Если слышалось, что рожь пересыпают, то гадающая выйдет замуж за богатого. Если же веником метут, то пойдёт за бедняка.

Было популярным гадание с помощью петуха. Для его проведения на полу или столе девушки раскладывали кусок хлеба, щепотку крупы, ножницы, уголь, золу, монетки, ставили миску с водой и зеркало. Потом вносили петуха и обращали внимание на то, что он начнет клевать в первую очередь:

  • хлеб – к урожаю,
  • крупу – к богатству;
  • золу – суженый будет кочегаром;
  • ножницы – портным;
  • воду – моряком;
  • монетки – богачом;
  • зеркало – щеголем;
  • уголь – всю жизнь в девках быть.

Ещё гадали на семечках. На стол высыпали пригоршню семян подсолнуха и пересчитывали их со словами: «Бедный, богатый, вдовец, холостяк».

Приметы и поверья

  1. Люди верили, что в Страшной день нечистая сила особенно активная. Поэтому её запросто можно увидеть своими глазами.
  2. Если 11 января во дворе дома разжечь костер, то вместе с дровами сгорят все горести и печали.
  3. Теплая погода в этот день предвещает раннюю и теплую весну.
  4. Метель обещает пасмурный июль.
  5. Лошадь спит стоя – к морозной погоде. Если же животное легло на землю, то скоро оттепель.
  6. Снег падает крупными хлопьями – к потеплению.
  7. Дым идёт столбом – к холодам. Стелется по земле – к снегу или дождю.
  8. Звёзды мерцают на небе – к морозам.
  9. Северный ветер и безоблачное небо сулят наступление холодов.
  10. Облака низко по небу плывут – к стуже.
  11. Лес шумит – к тёплым денькам.

11 января на свет появляются практичные, мудрые, сдержанные и целеустремленные люди. Они всегда знают, чего хотят от жизни. От природы им присущ творческий дух и индивидуальность. Они наделены развитой интуицией и умением разбираться в людях. В общении обаятельны и добродушны, благодаря чему легко сходятся с окружающими. Ценят в людях искренность и открытость.

Талисманом людей, рожденных 11 января, является гелиотроп. Весьма известен, хотя и недорогой камень, который используется в создании украшений. Название с греческого языка переводится как «возвращающийся за солнцем».

Интересный факт: по одной древней легенде гелиотроп может управлять погодой и движением светил на небе. А в христианских писаниях этот камень упоминается как свидетель распятия Христа на Голгофе.

По материалам сайта vsyamagik.ru

Лента новостей
26 декабря 2025 / 18:41

Социальная сеть «Одноклассники» выяснила, как миллениалы, зумеры и иксы встречают Новый год

Совместное исследование социальной сети «Одноклассники» и финтех-компании ЮMoney показало серьезный поколенческий разрыв в отношении к главному зимнему празднику. В то время как для людей старше 27 лет домашнее застолье остается ключевым форматом, 52 % представителей поколения зумеров (18–26 лет) предпочитают не отмечать Новый год в традиционном стиле.

Согласно результатам опроса, в котором приняли участие 1800 человек, молодежь все чаще отходит от семейных сценариев. Вместо ужина с родственниками зумеры выбирают вечеринки с друзьями (20 %) или вовсе игнорируют праздник. Для сравнения, среди миллениалов (27–42 года) от праздника отказываются лишь 10 %, а среди поколения Х (43–58 лет) — 17 %. Для старших возрастных групп Новый год остается ритуалом стабильности: 76 % миллениалов, 63 % иксов и 67 % бумеров планируют встретить бой курантов дома в кругу семьи.

Любопытно, что именно самые молодые респонденты, выросшие в цифровой среде, демонстрируют наиболее прагматичный подход к финансам. В то время как более 60 % россиян старше 27 лет признались, что не планируют праздничный бюджет и тратят деньги спонтанно, зумеры активно ищут выгоду. Каждый пятый молодой человек (20 %) закупается в периоды крупных распродаж, таких как «черная пятница», а еще 13 % используют кешбэк и бонусы для экономии.

Приоритеты в расходах также заметно различаются. Миллениалы основную часть бюджета направляют на подарки (53 %), тогда как поколение Х и бумеры не жалеют денег на стол — еда и напитки стали главной статьей расходов для 63 % и 66 % опрошенных соответственно. При этом гастрономические традиции остаются главным объединяющим фактором: от 60 % до 75 % респондентов всех возрастов назвали оливье и селедку под шубой обязательными атрибутами праздника. Интерес к классическим рецептам подтверждает и статистика соцсети: в топе контента перед праздниками находятся кулинарные мастер-классы и идеи для домашнего декора.

Трансформируются и новогодние ритуалы. Если загадывание желания под бой курантов популярно у всех поколений (более 50 %), то цифровые привычки свойственны в основном молодежи. Так, для 40 % зумеров важным элементом праздника стала публикация тематического поста в социальных сетях.

Аналитики также зафиксировали изменения в предпочтениях при выборе подарков. Несмотря на то что в декабре традиционно растет спрос на сувениры (+45 %) и косметику (+12 %), среди молодежи и людей среднего возраста наметился тренд на полезные презенты. Миллениалы и зумеры все чаще дарят книги (рост спроса на 28 %) и товары для хобби, ориентируясь на личностное развитие и новый опыт.