04 августа 2015, 15:22

Как в Алтайском крае будут возрождать судоходство

Изменились требования к перевозке тяжеловесных грузов по дорогам региона. В некоторых случаях уменьшился размер компенсации при превышении допустимой нагрузки на дорожное полотно. Как нововведение скажется на работе алтайских предприятиий, и какую альтернативу готовы предложить краевые власти, — расскажет Роберт Ключарёв. 

Бийский карьер – крупнейший в Алтайском крае поставщик песка, щебня, и гравия. Сейчас он обеспечивает материалами шестую часть всех потребителей региона. 
Роберт Ключарёв, корреспондент:

 — Огромная плавучая многоэтажка называется «Драга». Этот комплекс — единственный в Алтайском крае. С помощью 96 ковшей он достает грунт со дна. В процессе разделения фракций получаются гравий и очищенный песок. Их уже можно использовать в строительстве.
Но сначала 3,5 километра по конвейерам. Дополнительная обработка — и на склад. 
Но как доставить продукцию заказчику? Ведь объемы огромные: 1 миллион тонн в год. Сейчас львиную долю материалов перевозят автотранспортом. Новое постановление краевых властей призвано уменьшить затраты на грузоперевозку. Если допустимая осевая нагрузка превышена не более чем на 10%, то за каждые 100 километров пути придется заплатить до 250 рублей. Это в 10 раз меньше, чем раньше. Но в любом случае при больших объемах производства — это серьезная сумма для бюджета компании. Ведь 2/3 стоимости продукции — это затраты на доставку. Альтернатива есть. 
Василий Шишкин готовит судно к отплытию. На речном транспорте работает 17 лет. Последние пять – капитаном. Василий рассказывает, когда только начинал, с командой ходили по всей Сибири. Теперь его карьера ограничена Бийским карьером. 
Василий Шишкин, капитан-механик теплохода «Русло»:

 — Все возили, и песок, и гравий, и уголь, бывало, и лес. Сейчас до Бийска, в основном ходим, а раньше и в Томск ездили, и ниже. По Оби больше 1000 километров вниз ходили. 
И, похоже, спустя полтора десятка лет снова будут ходить. В этом году краевые власти, администрация Обского бассейна, и предприниматели подписали соглашение. Главная цель — возродить речное судоходство в Алтайском крае. Подобный документ о сотрудничестве государства и бизнеса – первый в России. 
Эдуард Колерт, директор предприятия «Бийский гравийно-песчаный карьер»:

 — Позиция губернатора Алтайского края достаточно понятная, четкая и сформулированная в том, что ущерб наносимый дорогам гораздо выше, чем ущерб, который нужно понести на дноуглубительные работы и обеспечить перемещение инертных материалов не по автомобильным дорогам, а по реке.  
Кроме Бийского песчано-гравийного карьера в речном судоходстве заинтересованы многие предприятия региона. До 2018 количество перевозимых материалов по рекам края должно увеличиться в 2,5 раза. 
Роберт Ключарёв, корреспондент:

 — Вода камень точит, вода камень возит. Река — это дорога, которую придумала сама природа. В отличие от асфальтовой, она не требует регулярной замены дорожного полотна. А содержание такого речного пути обходится в 10 раз дешевле, чем содержание федеральной трассы. 
Сколько грузов за год успеют доставить – зависит от продолжительности судоходного сезона. Сегодня он составляет 75 дней. Но это далеко не предел.
Юрий Кузьмичев, производитель путевых работ Бийского прорабства Барнаульского района водных путей и судоходства:

 — В советское время, извиняюсь за такое сравнение, лед ушел – все пошли! Лед встает – все зашли. Если будет флот углубительный, то можно и так работать.
 
Углубительный флот – это плавучие краны. Они, в прямом смысле копают реку, чтобы баржи могли пройти. На эти работы по 10 миллионов рублей выделили из краевого и федерального бюджетов, еще примерно столько же добавили сами бизнесмены. 
Дмитрий Коровин, заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края:

 — Следующим этапом, конечно, будет наращивание флота – ремонт кораблей. Сегодня успешно в порту Восточный ведутся работы по установке второго крана. Ведется подготовка грузовой базы. Площадка вплоть до подъема ремонта барж.
Расстояние от Бийского карьера до Барнаула и по реке и по дороге одинаковое — 250 километров. Правда, баржа плывет целые сутки — по течению. Обратно в два раза дольше. Зато за один раз судно способно перевезти до тысячи тонн материалов. Поэтому такая транспортировка выгодна. 
Кстати, баржа из нашего сюжета везет щебень в село Клепиково Усть-Пристанского района. Там после прошлогоднего наводнения восстанавливают мост через реку Курья. Доставка грузов по воде позволит сохранить новые дороги в районе.