Как мошенники обманывают жителей Алтайского края
Смотрите в нашем сюжете.
Бийская пенсионерка купила сотовый телефон, чтобы перевести деньги мошенникам. Ей позвонил неизвестный и предложил заменить медицинский полис. Для подтверждения операции она назвала неизвестному код из смс и положила трубку. Но тут же раздался новый звонок. В этот раз сказали, что ее аккаунт на «Госуслугах» взломали и преступники пытаются оформить на нее кредиты. Чтобы им помешать, пенсионерка должна поехать в банк, получить заемные деньги (одобрили 110 тысяч рублей) и перевести их по указанным реквизитам.
«Сказали, что я должна получить 110 тыс. в банке. Я говорю: я не пойду никуда. Тем более, видите, какая погода еще. Они мне вызвали такси. Уже было поздно. Давайте завтра на 12 часов тогда. Деньги-то получила, конечно. Перечислите. куда мы скажем. Знаете, у вас интернета нет на телефоне. Сможете оплатить? Я говорю: здесь есть офис недалеко. Телефон купите, пожалуйста. Из этих же денег возьмите».
Пенсионерка купила новый смартфон. Мошенник даже в этот момент был с ней на связи. В магазине ее разговор услышал Роман Татарников.
«Я понял сразу же, что она ведет разговор с мошенниками. И предпринял меры. Изначально она не хотела со мной разговаривать. Говорила, что это ее дочь, а потом, что это люди которые, наоборот, ей помогают. Я удостоверился, что бабушку обманывают. Провел с ней беседу, в результате которой она пришла в себя. Состояние у бабушки было такое, как будто бы это был гипноз», – рассказал Роман.
А вот еще пример. Обман во время видеозвонка. Он поступил в мессенджере 66-летней бийской пенсионерке. Камера у собеседника была выключена, женщина видела только себя. Злоумышленник представился сотрудником полиции и сообщил, что кто-то пытается списать средства с ее счетов. По его указанию женщина нажала в открытом приложении кнопку «Демонстрация экрана». Затем установила приложение банка и вошла в него. Злоумышленник предупредил: сейчас запустится проверка гаджета на вредоносные программы. Он попросил положить смартфон экраном вниз и не трогать. Через несколько минут пенсионерка не выдержала, взяла телефон. Но вместо работы антивируса пенсионерка обнаружила списание 37 тысяч рублей.
«Многие приложения обновляются в автоматическом режиме. Если раньше злоумышленникам приходилось уговаривать своих жертв установить специальную программу для демонстрации экрана, то сейчас эта функция появилась в мессенджерах по умолчанию. С ее помощью аферисты видят все, что происходит на экране вашего телефона, включая номера банковских счетов, имеющиеся сбережения и одобренные кредиты, а также текст уведомлений с кодом. Ни в коем случае не общайтесь с незнакомцами по видеозвонку. И тем более не следуйте его указаниям», – пояснила Анастасия Исаева, пресс-секретарь МУ МВД России «Бийское».
Интересно, что в Европе жертвой мошенников чаще всего становятся молодые люди, в России все наоборот.
«По сути, мошенническая схема срабатывает тогда, когда человек отказывается от ответственности за принятые решения. Молодежь более инфантильна, особенно в Европе. И вот они доверяют соцсетям, телевизору, другим людям очень часто. У нас, наоборот, наши пенсионеры привыкли доверять институтам, средствам массовой информации, широкому кругу лиц. И когда кто-то звонит и предлагает помощь, они действительно имели опыт, когда раньше люди друг другу бескорыстно помогали и заботились друг о друге», – рассказал Ян Меженин, заведующий кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук.
Однако специалисты отмечают, совсем скоро мошенники будут чаще обманывать детей до 18 лет.
«Приходит информация, что вы играете в очень популярную игру среди детей. И для того чтобы в ней получить особые ресурсы или какие-то инвентарные вещи, вам необходимо сфотографировать карту родителей. Родители про это не знают вообще. У них списываются деньги, на них оформляются кредиты, потом оказывалось, что ребенок в игре стремился получить полезную вещь, которая, по сути, даже реальной стоимости не имеет», – пояснил Ян Меженин.
Поэтому так важно иметь доверительные отношения со своими детьми. А также предупредить их, чтобы они не принимали самостоятельно решений, связанных с деньгами или личной информацией.
- Страница 1
- ››