3 декабря 2015 / 16:52

«Былое»: Виктор Лихоносов

В словаре Владимира Ивановича Даля слова «былое» нет, зато есть слово «воспроизведение» с толкованием «созидать былое».  Анатолий Корчуганов, автор проекта «Былое»:  

 — Созидать былое мы и будем с вами. Я расскажу вам о тех, с кем встретился на Алтае, работая журналистом 36 лет. О тех, кого помню и люблю. Каждый из героев жив в моём сердце.   Герой этого выпуска проекта «Былое» - писатель Виктор Лихоносов.

Анатолий Корчуганов, автор проекта «Былое»:  

- Посчастливилось дважды записать замечательного писателя. Не знаю почему, но его «Мой маленький Париж» роман о Екатеринодаре обладает волшебной силой. Я не музыкант, но целые страницы звучат на уровне подсознания. Причудливый сплав мелодий, самых разнообразных. Присутствие украинской мовы добавляет ни с чем не сравнимые оттенки.

Кубанские казаки — сплав Запорожских, Донских и Терских казаков, знавших тонкости ведения войны на Северном Кавказе. Они многое унаследовали от горцев. Включая их национальный костюм. Удивительно, что роман написал сибиряк, предки которого перебрались первоначально в Топки, а далее в пригород Новосибирска.

Размышления Виктора Ивановича не просто свежи в моей памяти, они органичны и стали понятийными во многих смыслах. Противопоставление Шолохова и Солженицина. Шолохов создал галерею образов, Солженицин остался на уровне публицистики. Очень добротной, но публицистики. Его слова «Даже если Тихий Дон написал не Шолохов, всё равно это был русский человек» и тут же, помнится, добавил, что авторство Шолохова для него, несомненно. Просто нужно знать технологию творчества.

Помнится, что я рискнул прочитать ему фрагмент текста. Он улыбнулся и успокоил автора, сказав, что это хорошая журналистика… 

9 декабря 2025 / 20:41

В Алтайском крае создали первую в России лабораторию по клонированию хмеля

Единственная в России лаборатория, которой удалось отработать технологию клонирования сельскохозяйственного хмеля, действует в Алтайском крае. Благодаря поддержке гранта губернатора региона и партнёрству с крупными пивоваренными компаниями, наш регион становится флагманом импортозамещения хмеля.

Оказывается, тайные подземные лаборатории существуют не только в кино, но и здесь, в центре Барнаула — глубоко под землёй, под одним из корпусов Алтайского государственного университета, клонируют растения, которые крайне важны для экономики страны.

Долгое время пивоваренная отрасль практически полностью зависела от зарубежных поставок хмелепродуктов — доходило до 98 % импорта. Интерес к работе алтайских учёных в сфере агробиотехнологий проявила крупная пивоваренная компания — из-за сложностей с сырьём. Проект, финансируемый предприятием, был поддержан Правительством региона. В этом году Алтайскому центру прикладной биотехнологии удалось довести технологии клонирования хмеля до совершенства.

«Пять лет мы работаем с этой культурой. И только в этом году удалось массово произвести клонированные растения из нескольких всего образцов, которые предоставил промышленный партнёр. Чтобы это получилось — мы усовершенствовали технологию: мы подобрали культуральные сосуды пластиковые, которые выдерживают работу в клаве и позволяют хорошо расти растениям», — говорит директор Алтайского центра прикладной биотехнологии АлтГУ, кандидат биологических наук Ольга Мироненко.

В результате за текущий год промышленные партнёры Алтайского центра прикладной биотехнологии АлтГУ получили 53 тысячи готовых к высадке растений хмеля. На следующий год лаборатория получила заказ сразу на сто тысяч растений. А начинается процесс микроклонального размножения с выведения очищенной от ДНК вредителей и вирусов чистой культуры.

«Сейчас мы с вами будем анализировать результаты амплификации. Это процесс полимеразной цепной реакции, который позволяет нам анализировать наши растительные образцы на различные фитопатогены: грибные, бактериальные, вирусные и вироидные инфекции», — рассказывает лаборант-исследователь Алтайского центра прикладной биотехнологии АлтГУ, аспирант Юлия Полтарацкая.

Благодаря этой непростой процедуре со сложным названием, в лаборатории выявляют ту самую чистоту ДНК растения. В дальнейшую работу идут только абсолютно чистые и здоровые образцы. А затем, когда растение уже избаловано идеальными условиями, его учат расти в обычном грунте под настоящим солнцем.

«Заранее отобрали экспланты, и теперь, после того как простерилизовали, нам нужно ввести их в культуру. То есть поместить уже на питательную среду. Для этого мы лишнее здесь убираем и помещаем в пробирку на питательную среду, которую тоже заранее подготовили», — поясняет ведущий научный сотрудник Алтайского центра прикладной биотехнологии АлтГУ, кандидат сельскохозяйственных наук Ольга Бычкова.

Так в этих пробирках, а затем и в специальных пластиковых контейнерах выращиваются готовые для высадки саженцы хмеля. Здесь же занимаются клонированием таких культур, как картофель, клубника, малина и даже некоторые редкие исчезающие растения.

В этих подземных лабораториях теоретически можно синтезировать и вырастить абсолютно любые растения. Однако Алтайский центр прикладной биотехнологии работает по грантам Российского научного фонда, занимаясь фундаментальными исследованиями, которые имеют важное прикладное значение.