Иван Бражник: традиции и приметы на 20 января
Православная церковь сегодня отмечает Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которого на Руси считали покровителем сельского хозяйства. Ещё ему молились об избавлении от головной боли. В народе говорили, что в этот день перезимье о весне весть подает. Хоть за окном и трещит мороз, дует сильный ветер и идет снег, до весны уже осталось не так много времени.

Традиции и обычаи
В народном календаре славян эта дата получила разные названия:
- Перезимье;
- Зимний свадебник;
- Мясоед;
- Иван Бражник;
- Иванов день;
- Отдание Святок.
Святки подошли к концу. По этому поводу говорили: «Иван Блаженный все праздники увел». Начинался зимний мясоед. С этого дня и до Масленицы играли свадьбы и зазывали сватов. Наши предки прозвали это время «свадебными» неделями. Если в Святки молодежь только веселилась, то, начиная с этого дня, на посиделки было принято приходить с работой.
20 января с утра, прежде чем сесть за стол, пили Крещенскую воду из проруби. В некоторых местах этот день считали праздничным, потому никакой работы не выполняли. В других селениях после обеда женщины начинали посиделки с работой.
В Болгарии часто именно в Иванов день обливались и купались в реке, проводили освящение воды в водоемах. Сербы особо ценные иконы несли к реке или колодцу, где их омывали святой водой.
Домашнему скоту и лошадям давали кусочки хлеба и соль, которые остались от рождественской кутьи.
Ещё одно название дня – «Иван Бражник». Произошло оно потому, что 20 января крестьяне запивали зло, чтобы не было слез, и говорили: «Празднуй раз в месяц – будешь веселым, начнешь праздновать каждый день – останешься голым».
Приметы и поверья
- Если эхо далеко слышно, то ожидается мороз.
- Если над водой туман, то в этом году будет хороший урожай хлеба.
- Ясная погода – к засушливому лету.
- Снежная и пасмурная погода обещает богатый урожай.
- Если дует южный ветер, лето будет суровое.
- Если снег идет, то идти ему на протяжении всей Масленицы.
- Яркое солнце в полдень – к ранней весне.
20 января на свет появляются трудолюбивые, практичные, упрямые и выносливые личности. Они считают, что каждый человек – хозяин своего счастья. Поэтому ставят перед собой высокие цели и упорно достигают их. Любят знаки внимания и похвалу. Это стимулирует их на новые победы и достижения. Им присуще творческое начало. Они полны новаторских идей.
По поверью, человек, родившийся в этот день, отличается горячим нравом. В качестве талисмана ему подходит янтарь. Этот лечебный минерал издревле добавляли в эликсиры бессмертия.
Социальная сеть «Одноклассники» выяснила, как миллениалы, зумеры и иксы встречают Новый год
Совместное исследование социальной сети «Одноклассники» и финтех-компании ЮMoney показало серьезный поколенческий разрыв в отношении к главному зимнему празднику. В то время как для людей старше 27 лет домашнее застолье остается ключевым форматом, 52 % представителей поколения зумеров (18–26 лет) предпочитают не отмечать Новый год в традиционном стиле.

Согласно результатам опроса, в котором приняли участие 1800 человек, молодежь все чаще отходит от семейных сценариев. Вместо ужина с родственниками зумеры выбирают вечеринки с друзьями (20 %) или вовсе игнорируют праздник. Для сравнения, среди миллениалов (27–42 года) от праздника отказываются лишь 10 %, а среди поколения Х (43–58 лет) — 17 %. Для старших возрастных групп Новый год остается ритуалом стабильности: 76 % миллениалов, 63 % иксов и 67 % бумеров планируют встретить бой курантов дома в кругу семьи.
Любопытно, что именно самые молодые респонденты, выросшие в цифровой среде, демонстрируют наиболее прагматичный подход к финансам. В то время как более 60 % россиян старше 27 лет признались, что не планируют праздничный бюджет и тратят деньги спонтанно, зумеры активно ищут выгоду. Каждый пятый молодой человек (20 %) закупается в периоды крупных распродаж, таких как «черная пятница», а еще 13 % используют кешбэк и бонусы для экономии.
Приоритеты в расходах также заметно различаются. Миллениалы основную часть бюджета направляют на подарки (53 %), тогда как поколение Х и бумеры не жалеют денег на стол — еда и напитки стали главной статьей расходов для 63 % и 66 % опрошенных соответственно. При этом гастрономические традиции остаются главным объединяющим фактором: от 60 % до 75 % респондентов всех возрастов назвали оливье и селедку под шубой обязательными атрибутами праздника. Интерес к классическим рецептам подтверждает и статистика соцсети: в топе контента перед праздниками находятся кулинарные мастер-классы и идеи для домашнего декора.
Трансформируются и новогодние ритуалы. Если загадывание желания под бой курантов популярно у всех поколений (более 50 %), то цифровые привычки свойственны в основном молодежи. Так, для 40 % зумеров важным элементом праздника стала публикация тематического поста в социальных сетях.
Аналитики также зафиксировали изменения в предпочтениях при выборе подарков. Несмотря на то что в декабре традиционно растет спрос на сувениры (+45 %) и косметику (+12 %), среди молодежи и людей среднего возраста наметился тренд на полезные презенты. Миллениалы и зумеры все чаще дарят книги (рост спроса на 28 %) и товары для хобби, ориентируясь на личностное развитие и новый опыт.



















