Агафья Коровница: традиции и приметы на 18 февраля
По народному месяцеслову 18 февраля – Агафья-коровница, голодуха, поминальница. Православная церковь сегодня чтит мученицу Агафью, погибшую в 251 году при императоре Декии. По приметам дня судили, будут ли ещё холода.

Традиции и обычаи
Летом и осенью, когда тепло и достаточно корма, коровы не нуждались в особенной защите. А вот в конце зимы, когда сено и солому приходилось экономить, вставал достаточно остро вопрос о помощи исхудавшим и обессилившим животным. Часто в этот период от истощения и разных болезней гибли целые крестьянские стада. Суеверные предки такой падеж связывали с появлением в деревнях зловредного существа – коровьей смерти, которая несёт погибель всему крестьянскому стаду.
Коровья смерть является в образе черной кошки, собаки, коровьего скелета или злобной безобразной старухи, у которой руки с граблями. Особенно опасным это существо считалось именно в этот день. «Чахлая и заморенная коровья смерть» пробегает 18 февраля по селам и губит скот.
Чтобы оградить себя от такой напасти женщины проводили обряд опахивания, во время которого мужчинам запрещалось покидать дома. Скотину запирали в хлеву, а собак, даже самых послушных, держали на привязи.
Чтобы коровью смерть не пустить во двор, крестьяне принимали разные меры:
- в хлеве оставляли старые лапти, пропитанные дёгтем, веря, что от их запаха зловредное существо убежит без оглядки;
- в воротах, у порогов, вокруг печных труб раскладывали чертополох;
- святили в церквях утыканный солью хлеб, который потом скармливали скоту;
- окуривали чертополохом дома и хлева;
- поили скотину святой водой.
В случае падежа скота или для того, чтобы его предотвратить в день Агафьи, как и во Власьев день (24 февраля), проводили обряд опахивания деревни. Все женщины с распущенными волосами и одетые в одни рубахи собирались тайно ночью. Они брали в руки кто косу, кто дубину, кто сковороду. Одну из вдов запрягали в соху и надевали на неё хомут без шлеи. Потом совершали процессию вокруг селения. Землю взрывали так, чтобы пласты отлетали в сторону от деревни. С собой брали петуха, кошку и собаку. Во время шествия участницы выкрикивали: «Коровья смерть не губи нашу скотину. Мы зароем тебя в землю с кошкой, собакой и кочетом». По окончании обхода животных закапывали за пределами селения. Люди верили, что после этого ритуала коровья смерть не проникнет на территорию, очерченную с помощью сохи магическим кругом.
По поверьям, после обряда коровья смерть уже не могла попасть в село и навредить животным, тогда она уходила в лес, где бродила до весны, ожидая, когда скотину выгонят на выпас. Тогда она опять пробиралась к людям, но если и в этот раз не удавалась добраться до скотины, то она уходила в лес или степь, где искала себе другую поживу.
Святую Агафью считали заступницей от пожара. В день её памяти в церкви освящали хлеб с солью. В случае пожара, чтобы огонь ушел подальше, их бросали в огонь или в поле.
Ещё на Агафью поминали умерших родственников и защищали дом от нечисти. Вечером закрывали трубы, замазывали их глиной и жгли чертополох, чтобы нежить не влетела в трубу и не осталась в доме.
Приметы и поверья
- Если погода теплая, то сильных морозов уже не будет.
- Мороз в этот день – к жаркому и засушливому лету.
- Сон, приснившийся в ночь на 18 февраля, исполнится в течение 20 дней. О том, что вам приснилось, никому не рассказывайте. А вот сновидение, увиденное днем на Агафью Коровницу, исполнится только через год. Сообщать об увиденном в царстве Морфея тоже никому не стоит.
18 февраля на свет появляются любознательные и всесторонне развитые люди. Они увлекаются наукой, стремятся расширять знания, стараются сделать окружающий мир лучше. Несмотря на бунтарский дух, редко полагаются на везение и избегают рискованных решений. Каждый свой поступок они продумывают до деталей.
По поверью, именинники дня обладают даром понимать домашних животных. В качестве талисмана им подходит обсидиан. Это камень вулканического происхождения. Коренные американцы часто называли его «слезами апачи». Считалось, что обсидиан лечит собственного владельца от простуды и болезней желудочно-кишечного тракта.
Новый рекорд по итогам уборочной кампании могут поставить в Алтайском крае

Таким прогнозом поделился глава региона Виктор Томенко на Сибирской аграрной неделе.
По предварительным данным, в этом году наши аграрии заготовят примерно 3,2 миллиона тонн масличных культур. В прошлом году аграрии собрали 2,3 миллиона тонн, тем самым поставив исторический рекорд.
«По масличным важный тренд – хозяйства проявляют интерес не только к традиционным для Сибири культурам, среди которых подсолнечник, рапс, лён, но и наращивают производство сои. Недавно лично заезжал на первый в Сибири соевый агрополигон, который находится в Целинном районе Алтайского края. Эффективная работа позволила в этом сезоне увеличить урожайность соевых бобов на 33 %», – отметил Виктор Томенко.
Также повысилась урожайность зерновых и зернобобовых. Она составила 21 центнер с гектара – и это также исторический рекорд для нашего края.
Кроме того, Алтайский край – единственный в Сибири, где выращивают и перерабатывают сахарную свёклу. Объём её производства в минувшем сезоне – около 1,4 миллиона тонн при урожайности 578 центнеров с гектара.





















