22 августа 2015, 08:17

Генриетта Татарникова, председатель губернаторского клуба «Учителя-новаторы Алтая»: «Школы соответствуют веку цифровых технологий»

В рамках проекта «Новейшая история Алтайского края (2005 — 2015 годы)» altairegion22.ru публикуются мнения экспертов, рассказывающих об изменениях, достижениях, успехах и планах региона.

Генриетта Татарникова, председатель губернаторского клуба «Учителя-новаторы Алтая»:

 — Я 30 лет работаю в одной школе, и вижу, как мы меняемся. При всех трудностях, которые испытывает система образования (они, конечно, есть, и о них можно говорить бесконечно), в школе стало лучше. Мы стали более мобильными, открытыми для родительской общественности. Время ускоряется, мы живем в век цифровых технологий, и наши школы этому веку соответствуют.

На протяжении последних лет мы решали вопросы, касающиеся условий организации образовательного процесса. Перед нами стояли задачи материально-технического оснащения школ, реструктуризации образовательной сети, организации безопасного образовательного пространства, своевременной выплаты заработной платы учителям.

Все, что сегодня в Алтайском крае сделано для школы, отвечает современным требованиям. Построено много новых, капитально отремонтировано или реконструировано большинство давно действующих школ и детских садов, прошли модернизацию все школьные столовые, школьные библиотеки, появились новые стадионы, спортивные сооружения. Школьные автобусы не только обеспечивают доставку учеников на уроки в максимально безопасных условиях, но и дают им возможность посещать культурные, спортивные и иные мероприятия.

Школы наполнены современным оборудованием (компьютерами, интерактивными досками, проекторами, лабораторными комплектами), в них установили современную мебель, которая помогает сохранять здоровье ребенка. В крае уделяют особое внимание созданию безопасной образовательной среды: установлены системы видеонаблюдения, системы оповещения родителей о том, что их ребенок пришел в школу или покинул здание. Мы работаем в системе электронного документооборота, в него включены и родители.

Теперь они могут в режиме онлайн следить за успеваемостью своего ребенка. Много внимания в крае уделяют и организации безбарьерной среды для детей с особыми потребностями, в школах для них создают комфортные условия, организуют и возможность дистанционного обучения. Действующий закон «Об образовании» позволяет предоставлять образовательные услуги в разных формах, мы можем выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Используя для этого современные информационные технологии, организовывать дистанционное обучение, семейное, очно-заочное обучение. Независимо от места проживания ребенок может получать качественные образовательные услуги. Конечно, изменились и условия жизни и работы педагогов. Получают поддержку молодые педагоги, в том числе, и в решении жилищных вопросов. Учителя могут участвовать в профессиональных и грантовых конкурсах, реализовать свое стремление к совершенствованию методики преподавания.

В крае поддерживают учителей, работающих в инновационном режиме, появился даже инновационный фонд оплаты труда. Растет заработная плата учителей, воспитателей детских садов, педагогов учреждений дополнительного образования детей. За десять лет в системе образования были созданы условия, а сегодня мы решаем задачи изменения содержания, от которого напрямую зависит качество образования.

За эти годы изменился и сам образовательный процесс. Постепенно совершенствуется содержание образования. В школах прошли апробацию и уже внедрены федеральные государственные образовательными стандартами начального образования, предстоит внедрение стандартов основного образования, программ для детей с особыми образовательными потребностями. Организована система внеурочной занятости учащихся. Изменились требования к организации взаимоотношений учителей и учеников – главным в школе стал системно-деятельностный подход. В связи с этим на первый план выходят вопросы профессиональной подготовки учителей, внедрения кодекса профессиональной этики, разработка профессионального стандарта. В Алтайском крае планомерно и последовательно ведется работа по совершенствованию системы образования: от создания условий к достижению качества.

Это я вижу и как директор школы, и как руководитель губернаторского клуба «Учителя-новаторы Алтая».