03 марта 2017, 08:25

Почему подростки не спешат взрослеть

Александра Бочавер, эксперт Института образования НИУ ВШЭ после проведенного исследования пришла к выводу, что современная молодежь принимает серьезные решения значительно позже, чем это делали их родители. Работа опирается на серию интервью со старшеклассниками и их педагогами, а также на ряд зарубежных исследований на тему взросления. 

«Нынешние подростки словно зависают в своем возрасте. Они не стремятся к самостоятельности и откладывают важные решения. Это касается самых разных сфер — от выбора будущей профессии до отношений с людьми», — отмечает Александра Бочавер. 
Если раньше подростковым возрастом считали 12-16 лет, то теперь психологи все чаще ставят новую границу — 18 лет. Есть и более радикальные мнения. Часть ученых полагают, что тинейджеры «мужают» к 21 году, а то и к 24 годам. Аргумент простой: в 18 лет лишь немногие обретают самостоятельность и чувствуют себя взрослыми. Сегодняшние молодые люди дольше получают образование, позже определяются с профессией, отделяются от родителей и заводят семью. Тем самым, их поиски идентичности «пролонгируются». 
В числе очень актуальных понятий сегодня такие, как «Взрослые дети» — кидалты (от англ. «kid» — ребенок и «adult» — взрослый). Это собратья маменькиных сынков, которые остаются инфантильными до 30-35 лет и дольше. Они нелегко расстаются с детскими пристрастиями, например, любовью к компьютерным «битвам», аниме или фэнтези. И в свободное время, и на работе они могут подолгу обсуждать мультяшных героев. Часть молодых людей не работают и не учатся — это так называемая NEET-молодежь (Not in Employment, Education or Training). Они могут надолго зависать в таком состоянии. По сути, это путь «отложенных решений», когда поворотный момент всякий раз переносится на будущее. Это мешает самоидентификации. 
«Современной молодежи присуща несформированная, диффузная идентичность, или «множественная система временных и ситуативных субидентичностей»,- подчеркивает научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Александра Бочавер.
Впрочем, и понятие взрослости изменилось. Требования общества к зрелым людям стали более размыты. Основная черта, которая востребована безусловно, — это гибкость, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям.
Фото: pixabay.com
По материалам пресс-службы Института образования НИУ ВШЭ