Молчаливое согласие: разрешение на изъятие органов у умерших подтвердил Конституционный суд России
Конституционный суд подтвердил законность изъятия органов у трупа без уведомления родственников умершего. Если члены семьи против, они должны известить об этом медицинское учреждение. Определение суда опубликовано на сайте Конституционного Суда (КС).
Решение было вынесено по иску родственников Алины Саблиной, ставшей жертвой ДТП в Москве и скончавшейся в больнице им. Пирогова в январе 2014 года. Мать умершей 19-летней девушки обнаружила в заключении медэксперта информацию об изъятии у ее дочери органов. Она обратилась в суд с иском к больнице, в котором потребовала компенсацию морального вреда. В иске утверждалось, что мать не допустили в последний день жизни дочери в реанимацию, и не сообщили о ее смерти, а также изъяли ее органы без информирования и согласия родителей, пишет «Агентство медико-социальной информации». Суды последовательно отказывали в удовлетворении этого иска, и в итоге родственники Алины Саблиной дошли до Конституционного суда. Конституционность этой нормы КС рассматривался в декабре 2003 года, говорится в определении суда. Тогда КС указал, что статья закона о трансплантации, содержащая формулу презумпции согласия на изъятие в целях трансплантации органов человека после его смерти сама по себе «не является неясной или неопределенной, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан». В этот раз суд также определил, что презумпция согласия на изъятие органов имеет целью развитие в стране донорства и трансплантации, и Конституции не нарушает. «Как видно из текста жалобы, существо требований заявителей фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия», — говорится в определении КС. Разрешение этого вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда, говорится в документе. КС в своем определении также говорит о новом законопроекте «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», который внесен в правительство и представлен для публичного обсуждения на сайте Минздрава. В частности, будущий закон для достижения большей прозрачности всего процесса донорства органов человека и их трансплантации предполагает создание Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов. «Мы не вправе лишать человека возможности сделать доброе дело даже после смерти», — заявил РИА АМИ директор НИИ трансплантологии им. Шумакова Минздрава России академик РАН Сергей Готье. «Это дело самого человека, он может при жизни заявить о своем желании стать донором, или не заявить. Но думать о нем как о человеке, который намеренно не желает сделать хорошее для тех, кто нуждается в помощи, вряд ли имеем право», — считает трансплантолог.Справка По данным НИИ трансплантологии, в 2015 году в России выполнено более тысячи пересадок органов в 45 медицинских центрах. В том числе, в самом НИИ выполнено 135 пересадок почки, 103 — сердца, 135 — печени и 9 — легкого.
В Алтайском крае участникам СВО и их семьям направили более 15,7 млрд рублей поддержки

В Алтайском крае с начала специальной военной операции выстроена комплексная система социальной помощи участникам СВО и их семьям. Как пишет «Российская газета», в регионе действует более 40 различных мер поддержки, при этом за каждой семьей закреплен куратор, который помогает решать вопросы материального, медицинского, юридического и психологического характера.
По данным краевого Минсоцзащиты, наибольшим спросом пользуются материальная и бытовая помощь – на них приходится свыше 80 % обращений. Общий объём поддержки с начала СВО превысил 15,7 млрд рублей, включая выплаты при заключении контракта, в случае ранения или гибели военнослужащего, а также при поступлении ребёнка погибшего бойца на обучение.
Если в 2022 году общий объём выплат составлял 1,2 млрд рублей, то в 2023 – 2,2 млрд, а в 2024 – уже 5,7 млрд. За первые семь месяцев 2025 года направлено 6,6 млрд рублей. С 2 сентября по решению губернатора Виктора Томенко размер краевой выплаты при заключении контракта увеличен с 1,5 до 2,5 млн рублей.
В числе мер поддержки – бесплатное горячее питание для детей участников СВО, освобождение родителей от платы за детсад, бесплатные социальные услуги и долговременный уход для пожилых членов семей, льготные билеты в музеи и театры, а также помощь в трудоустройстве и психологическая поддержка.
Кроме того, в регионе внедряют социально-реабилитационный паспорт, который фиксирует потребности каждой семьи, план индивидуальной помощи и её выполнение. Как уточнила директор краевого Центра социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий Елена Измайлова, документ позволяет оказывать помощь комплексно и будет постоянно дополняться новыми мерами поддержки.