Неделя популяризации овощей и фруктов проходит в Алтайском крае
Какая польза от этих продуктов, рассказали специалисты барнаульским школьникам. А также поговорили о вреде фастфуда.
Чипсы и сладкая газировка — любимое лакомство школьников. Интерес к фастфуду у детей вызывают яркая упаковка и усилители вкуса. Но не каждый знает, в такой еде содержится высокий процент холестерина, соли и жиров. Их частое потребление приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям у ребёнка. Технолог школьного питания Кристина Никитина рассказала ученикам барнаульской гимназии № 5, какие продукты вредны, а какие, напротив, полезны для сердца и организма в целом.
«Мы рассказывали школьникам о продуктах, полезных для нашего сердца. А именно: овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты богаты пектином, растительными волокнами, витаминами, микроэлементами. Среди овощей наиболее полезны для сердца томаты, картофель, чеснок, из фруктов наиболее полезны яблоки, бананы, апельсины и лимоны. Бананы содержат в себе большое количество калия, который стимулирует работу сердца, улучшает проводимость импульсов сердечной мышцы», — говорит Кристина Никитина.
Специалисты Центра общественного здоровья и медпрофилактики обследовали учеников: взяли у них анализ крови, провели измерения на кардиовизоре и пульсоксиметре, сделали электрокардиограмму. Процедуры провели по проекту «Здоровое сердце ребенка». И вот какие результаты: около 22 % школьников нуждаются в кардиологическом обследовании. У них подозрение на нарушение сердечного ритма.
«Это надо рассказывать детям, потому что они должны понимать, что о здоровье нужно заботиться с самого раннего возраста. Потому что потом уже будет поздно, потом уже появляются болезни. Поэтому мы пытаемся донести до детей, что нужно есть правильные продукты», — отмечает технолог.
Детям необходимо потреблять не менее 400 граммов овощей и фруктов в день согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. В гимназии эти нормы соблюдают. К тому же, чтобы у школьников появился интерес к здоровому питанию, для них проводят тематические уроки, конкурсы на лучшее блюдо и дегустации.
«У нас проходят и конкурсы правильного питания, где ребята представляют свои блюда о здоровом питании, а также в начальной школе у нас проходит минутка, которая называется витаминка. Это учащиеся начальной школы приносят всегда осенью фрукты или овощи, или вот после третьего урока у них такая пауза, витаминка называется, где они рассказывают и едят свой продукт», — рассказывает заместитель директора барнаульской гимназии № 5 Надежда Пузырева.
Но контролировать, что ест ребенок вне школы, не так-то просто. Проще все-таки привить правильное отношение к еде. Заинтересовать детей родители могут разными способами. Замаскировать его нелюбимые продукты в красивую картинку на тарелке. Это, например, может быть овощная нарезка в виде мордочки животного. Или пользоваться специальной посудой — сейчас большой выбор в магазинах и на маркетплейсах. Кроме того, овощи можно подавать в разном виде: пропаренные, жареные, запеченные, пюре.
«Все те же самые овощи, которые у нас есть, мы можем использовать как-то по-другому. Тот же самый отварной картофель. Брать отварной картофель и сделать из него умятый, не привычную нашу пюрешку какую-то, сделать что-то поинтересней. То же самое с нарезкой, поэкспериментировать и так далее», — говорит барнаульский шеф-повар Петр Юдин.
Наумов день: традиции и приметы на 14 декабря
Православная церковь сегодня вспоминает святого Наума – одного из 12 ветхозаветных пророков, именуемых малыми. Родился он в селении Елкоша, расположенном в Северном Израиле, VII веке до нашей эры. Обстоятельства жизни пророка неизвестны.

Традиции и обычаи
Наумов день можно считать уникальным, потому что он посвящен не земледельческим заботам, которым посвящены большинство дней в народном календаре. Тема этого дня – учение, образование, грамота.
По старой русской традиции именно с Наумова дня детей отправляли учиться. Служили молебен, просили благословение на ребёнка и приглашали в дом «учителя», в роли которого в то время выступали дьяконы. В зажиточных домах из прихода «учителя» разыгрывали настоящий спектакль с поклонами и просьбами научить уму-разуму.
В те времена немногие могли себе позволить отправить ребенка учиться. Однако люди понимали, что грамотному человеку намного проще выбиться в люди. Даже сны, в которых привиделась азбука, толковали по-своему: если такое сновидение увидел безграмотный человек, то ждёт его хлопоты и неприятности, грамотному же видение сулит счастье и благополучие.
Считалось, что во время уроков нельзя есть, иначе выученное заешь, книгу нельзя оставлять открытой – всё, что учил, позабудешь. А ещё люди верили, что пророк Наум и худой разум наведёт на ум.
В старину учебный год начинался не в один день, как сейчас (1 сентября). Одни детки начинали учиться в августе, другие – в сентябре, третьи – 14 ноября, в день святых Космы и Дамиана. Сельские детишки, помогающие родителям собирать урожай, отправлялись учиться в Наумов день.
Раньше на эту дату выпадал День учителя. На Руси эта профессия считалась очень важной и солидной. Стать педагогом мог только человек с особыми способностями.
В этот день молились святому, чтобы он научил уму разуму.
Приметы и поверья
- Если ветер северный, то грядёт сильное похолодание.
- Если звёзды на небе переливаются, то будет вьюга.
- Собачий лай слышно глухо – к снегопаду.
- Облака против ветра плывут – к похолоданию.
- Если 14 декабря месяц в рукавицах (с боковыми столбами), то ударит мороз, а если «на спинке лежит » – к потеплению.
Человек, рождённый 14 декабря, по гороскопу Стрелец. Он может стать талантливым преподавателем. В качестве талисмана ему подходит халцедон. Этот камень обеспечивает материальное благополучие, защищает от стихийных бедствий, помогает наладить семейную жизнь.
















