На Барнаулке из-под воды вышла плотина демидовской эпохи
Это крупнейшее гидротехническое сооружение XVIII века, откуда берёт начало и Барнаул. Именно с плотины в 1739 году началось строительство города.
Краевед Даниил Дегтярев рассказал, что в основе образования нашего города изначально лежал медеплавильный, затем сереброплавильный заводы. В XVIII веке заводы работали за счёт энергии падающей воды. Соответственно, нужно было построить плотину, перекрыть поток, чтобы, сбрасывая воду с этой плотины, приводить в движение заводские механизмы. И вот 28 сентября 1739 года на берегу тихой лесной речки Барнаулки началось строительство плотины Демидовского медеплавильного завода.
Плотина представляла собой трапецию. Длина составляла 500 метров, ширина у основания – 26, а в верхней части – 23. Укрепили её мощными брёвнами и дерновали. Но это не помогло избежать стихийных разрушений.
Плотину несколько раз реконструировали. Особенно туго пришлось этому сооружению во время наводнения 1793 года, когда из-за подъёма уровня воды её прорвало, вода хлынула на завод, смыла его, смыла заводской посёлок, будущий город Барнаул. По проекту инженера Ивана Черницына была построена уже кирпичная подпорная стенка, укрепившая плотину. После этого плотина благополучно прожила, простояла всё время действия сереброплавильного завода, до конца XIX века.
В конце XIX века значение плотины в промышленности снизилось. В работе уже активно применялись паровые и нефтяные двигатели, а также электричество. Тем не менее сооружение продолжало контролировать уровень воды в Барнаулке, пока в апреле 1926 года пруд не был спущен.
Более ста произведений искусства восстановлены в Художественном музее Алтайского края

За последние пять лет, с 2020 по 2025 год, в Государственном художественном музее Алтайского края было отреставрировано около 120 экспонатов. Работы в основном финансировались из краевого бюджета в рамках государственной программы «Развитие культуры Алтайского края».
В список восстановленных предметов вошли живописные полотна и иконы, произведения декоративно-прикладного и народного искусства, а также скульптуры, сообщили в Минкультуры Алтайского края.
Одним из знаковых отреставрированных объектов стала мраморная скульптура «Мальчишка» Татьяны Рыжовой — один из первых экспонатов музея. Произведение давно утратило выставочный вид: были утрачены четыре пальца на левой руке, а по всей поверхности распространились загрязнения. Реставрацию, проведенную за счет средств госпрограммы, выполнил специалист из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва) Владимир Черемхин. Теперь скульптура займет место в будущей экспозиции «Отечественное искусство XX века».
Среди восстановленных живописных и иконописных работ — портреты, пейзажи, натюрморты, образы Богоматери и святого Николая Чудотворца.
Также был отреставрирован «Женский портрет» кисти Якова Аргунова — одного из представителей известной династии крепостных художников. В музеях страны хранится всего пять его живописных работ, и одна из них теперь находится в фондах Алтайского края в обновлённом виде.
















