02 сентября 2022, 16:35

Новосибирские учёные выяснили, что помогает сибирским лягушкам переживать холода

Специалисты обнаружили, что в печени некоторых видов амфибий в замороженном виде сохраняется этанол, работающий как антифриз.

Новосибирские учёные установили, что сибирская лягушка Rana amurensis до полугода выживает в воде с почти полным отсутствием кислорода и сохраняет способность двигаться. Остромордая лягушка Rana arvalis и саламандра Salamandrella keyserlingii (сибирский углозуб) остаются на суше в верхних 10-15 см почвы. При замерзании испытывают кислородное голодание из-за прекращения циркуляции крови, доставляющей кислород к тканям. Остромордая лягушка способна переносить охлаждение до -16 градусов Цельсия, сибирский углозуб — до -55 градусов.

Специалисты Института цитологии и генетики (Новосибирск) и Института биологических проблем Севера (Магадан) объяснили, почему земноводные устойчивы к низким температурам и низкому содержанию кислорода в тканях. Они провели лабораторные исследования и изучили совокупность малых молекул в организме трёх амфибий. В процессе испытаний выяснилось, что к осени животные накапливают в печени гликоген. Это полисахарид, которой распадается на глюкозу и глицерин. Они обеспечивали энергией клетки организма до замораживания, а затем выступают в качестве антифриза, когда клетки переходят на анаэробный обмен, сообщает издание СО РАН «Наука в Сибири».

«Остромордая лягушка и сибирский углозуб адаптированы к жизни в экстремальных зимних условиях и весной оживают без какого-либо вреда для организма. Результаты исследования помогут найти генные пути адаптации позвоночных к кислородному голоданию и разработать новые методы криоконсервации органов», — говорится в сообщении.

Учёные отметили, что ранее этанол никогда не отмечался в таком количестве у наземных позвоночных. Кроме того, специалисты у всех видов в экспериментах обнаружили глицерин, который выступает криопротектором у многих морозоустойчивых животных, хотя его роль в организме сибирской лягушки неясна, потому что эта амфибия не переносит замораживания.