14 июля 2021 / 13:10

Путеводный «Сириус»: школьники Алтайского края могут попасть на летнюю физико-математическую смену нового поколения

40 школьников со всего Алтайского края смогут улучшить свои знания в области точных наук: в конце июля в центре «Талант22» пройдет набор на летнюю физико-математическую смену. 

Этот центр – региональное представительство сочинского образовательного центра «Сириус». Сегодня это один из лидеров российского образования нового типа, ориентированного на интересы и таланты конкретной личности. О своем видении образования будущего рассказала в интервью «Российской газете» руководитель «Сириуса» Елена Шмелева.

Руководитель центра «Сириус» уверена, в России сегодня формируется новая образовательная модель, которая позволит сделать образование естественным и мотивирующим. Одна из главных задач центра, созданного в 2015 году в рамках нацпроекта «Успех каждого ребенка», – раннее выявление и развитие детских талантов. Ежегодно около 800 ребят со всей страны обучаются в центре, повышая свои знания и умения в самых разных областях. «Сириус» воплощает модель обучения, за которой будущее.

«Необходимо сделать так, чтобы российская система образования позволяла раскрыть потенциал каждого ребенка. У детей изначально должен быть равный доступ к нашему культурному и социальному капиталу (языку, исторической памяти, искусству, науке и спорту, новым технологиям), к программам дошкольного и дополнительного образования. При этом подход к обучению должен быть индивидуальным», – говорит Елена Шмелева.

Это значит, у педагогов также должно быть достаточно времени, сил, мотивации. Вдохновение требуется и самим детям. Одно из решений, по мнению Елены Шмелевой, – свести к минимуму формальности.

«Нам действительно пора вернуться к вопросу о снижении учебной нагрузки на школьников. Последовательного уменьшения количества формальных проверок, контрольных работ, мониторингов. Давайте не будем заблуждаться: даже самые тщательные формальные проверки не могут ничего сделать сами по себе. Вместо повышения качества образования они лишь притупляют ощущение ответственности за будущее детей, которая лежит на каждом из нас», – отметила руководитель «Сириуса».

Центры для одаренных детей работают сегодня по всей стране. Причем обучение в них преимущественно бесплатное: государство стремится помогать развивать способности подрастающего поколения. По данным Минобрнауки Алтайского края, в регионе действует более 40 «точек роста» для школьников, скоро откроют еще около 150 подобных. Действует ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации», центр цифрового образования детей «IT-куб», детский технопарк «Кванториум.22». В 2020 году начало работу и представительство «Сириуса» в Алтайском крае – региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Талант22». Это часть глобальной сети центров, одна из главных задач которых – обеспечить школьников образованием независимо от того, в какой части страны они проживают. Детям в Алтайском крае доступны те же учебные программы, то же оборудование, что и ученикам из центральных регионов.

Принцип «Сириуса» – всестороннее развитие. Детям с музыкальными и спортивными талантами здесь уделяют так же много внимания, как будущим инженерам и программистам. Так, недавно на базе «Талант22» прошел театральный пленэр, а скоро будет смена для математиков. Школьникам доступны и профильные смены, и краткосрочные сборы, и продолжительные курсы с использованием как дистанционных, так и очных форм работы. Особенность центра – использование местной специфики.

При приёме в центр учитываются портфолио ученика, победы на олимпиадах. Также проходит претендент и вступительный экзамен – не слишком сложный, но достаточный, чтобы определить: школьник нацелен на дальнейшие занятия наукой, спортом или искусством. Если школьник желает учиться в сочинском центре, то пройти заочную часть отбора он может на базе «Талант22» и отправиться на обучение в сам «Сириус». Такой возможностью этим летом воспользовалось 8 юных жителей нашего региона.

18 декабря 2025 / 20:23

Алтайских школьников научили отличать натуральные продукты от еды с химикатами

Алтайским школьникам рассказали о технологиях производства органической продукции и о том, как правильно выбрать в магазине куриные яйца и макароны для здорового питания. Наша съёмочная группа побывала в Алтайском государственном аграрном университете. В рамках конкурса среди школьников от Фонда «Органика» там провели выездное занятие для учащихся барнаульской школы № 53.

Конкурс среди школьников от Фонда «Органика» дал алтайским школьникам возможность на реальных примерах увидеть производство органической продукции, без ГМО и применения опасных химических удобрений. Дети ознакомились и с исследованиями учёных на тему биотехнологий. Специалисты Алтайского аграрного университета провели для учащихся школы №53 практическое занятие.

«Дети сегодня посмотрели, как провести экспертизу пищевых яиц и как научиться отличать макароны высокого качества от макарон низкого качества. С использованием профессиональных приборов, которые используются в научных исследованиях или, например, на пищевых производствах», — рассказала руководитель Центра компетенций развития органической и «зелёной» продукции Роскачества в Алтайском крае на базе Алтайского государственного аграрного университета, доцент Ольга Черепанова.

Одним из заданий стало создание Азбуки органики. Дети занимались оформлением её страниц. Учащиеся дали определения терминов органики на буквы русского алфавита и сопроводили их рисунками.

«Органическая Азбука — это все знания, которые ребята приобрели в течение нашей работы, облачают в рисунок, поясняют, что означает тот или иной термин. И вот сегодня мы подходим уже к концу этого конкурса, и ребята готовят уже окончательные результаты, чтобы отправить работы», — пояснила учитель биологии и географии школы №53 города Барнаула Ольга Камалова.

Школьники отмечают большую практическую пользу проведённых занятий в рамках конкурса. Это не только теория, но и конкретные принципы выбора более качественных продуктов для оздоровления питания всей семьи.

«Я участвую в этом конкурсе, потому что хочу узнать больше об органической продукции. И я хочу выбирать более натуральные продукты. Смогу отличить натуральный продукт от ненатурального. Лучше покупать натуральный продукт — там меньше содержится химикатов, и он более здоровый», — поделился учащийся школы №53 Семён Ерофеев.

До 26 декабря 2025 года учитель направит фото или сканы конкурсных заданий в Фонд «Органика». В январе работы оценят эксперты. В феврале-марте состоится заседание региональной конкурсной комиссии. Будут отобраны два победителя и четыре лауреата в категории 5–7 классов, а также два победителя и четыре лауреата в категории 8–9 классов.

«5–7 классы выполняют у нас задания, связанные с определением на букву русского алфавита понятий, связанных с органикой. То есть фактически давая определение тем или иным понятиям, они в будущем сформируют Азбуку органики. Старшие ребята — 8–9 классы — пишут эссе по установленной форме, также на вопросы, связанные с органическим производством, органической продукцией, и эти эссе станут основой альманаха органики. Это их конкурсные работы, которые будут оценивать эксперты», — сообщил директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.

Алтайский край — традиционно аграрный регион, и тема органического земледелия для него играет важную роль. Многие производители сделали эту философию неотъемлемой частью своего бренда. Цель: оздоровление нации и продвижение на рынке товаров, полезных для здоровья. Теперь благодаря образовательной программе и конкурсу среди школьников от Фонда «Органика» об этом знают ещё больше людей, а школьники нередко проводят ликбез для родителей. Это формирует новые полезные привычки в семьях, а наше общество постепенно приходит к более осознанному потреблению продуктов питания.