11 февраля 2016, 07:00

Doc22: на Алтае отбывают наказание 18 особо опасных террористов

Силовики сообщили, что в 2015 году в регионе было совершено 29 преступлений экстремистской направленности и обратили внимание руководителей вузов на необходимость усиления профилактики экстремизма среди студенческой молодежи в преддверии большой избирательной кампании.

На состоявшемся Совете ректоров Алтайского края и Республики Алтай начальник департамента администрации края по обеспечению региональной безопасности Владимир Тарасов, характеризуя настроения в алтайских вузах, заметил, что в студенческом сообществе края отмечаются случаи «нетолерантного отношения по национальному признаку». Впрочем, такие проявления нередки и на бытовом уровне. А в целом ситуация в крае, по его оценкам, вполне благополучна и контролируема.

 — Общий индекс экстремизма в Алтайском крае опасений не вызывает, он существенно ниже, чем в некоторых регионах. Однако отдельные проявления экстремизма отмечаются и в Алтайском крае. В 2015 году зарегистрировано 29 преступлений экстремистского характера. И хотя для такого региона, как Алтайский край, цифра эта заметная, ситуация у нас более благополучная, чем в других регионах, — констатировал Тарасов.

Между тем особую тревогу и озабоченность у правоохранителей вызывают социальные сети, влиять на которые весьма проблематично.

Как бы то ни было, в рамках своих возможностей и правоохранительные органы, и власть предпринимают меры противостояния экстремизму. В декабре прошлого года губернатор края Александр Карлин утвердил план по реализации национальной стратегии борьбы с экстремизмом на ближайшие несколько лет. Он носит закрытый характер, но ректорам алтайских вузов часть материалов плана, касающихся сферы их компетенеции, довели.

А Владимир Тарасов заявил руководителям вузов: «Мы рассчитываем на поддержку, в том числе и методическую, юристов АлтГУ, педагогов АлтГПУ, преподавательских коллективов и студенческого актива».

Руководитель отдела по борьбе с терроризмом УФСБ по Алтайскому краю Евгений Митькин подчеркнул, что ежегодно в крае совершается от 25 до 28 экстремистских преступлений, из них 70 процентов — с использованием Интернета. Причем он заметил, что не все преступления раскрываются и высока латентность в этом сегменте, поскольку большой проблемой является выявление лиц, совершающих преступления в Сети.

Особое опасения у чекистов вызывает распространение в соцсетях идеологии радикального ислама.

В совершении экстремистских преступлений на территории края, по мнению Митькина, отмечается некая цикличность. К примеру, было время, когда «популярны» были заведомо ложные сообщения о готовящихся терактах – три таких значимых преступления было зафиксировано на Алтае. Одно из них стало резонансным во время президентских выборов 2008 года, а «объявил» о якобы готовящемся теракте студент одного из алтайских вузов. Другой студент оказался автором сообщения о подготовке теракта в нью-йоркском метро. Тогда в Нью-Йорке был объявлен оранжевый уровень угрозы.

 — Цикличность таких преступлений – 3-4 года, когда приходит генерация студентов, не знающих о последствиях предыдущих «акций» для их инициаторов, а о неотвратимости наказания как-то забывают, — объяснил механизмы такой цикличности Митькин, сообщив, что если в 2014 году по экстремистским статьям в Алтайском крае было осуждено 2 студента, то в 2015 году под суд за экстремизм пошли четверо – один студент вуза и три студента ссуза.

Между тем Евгений Митькин рассказал и об угрозах и перспективах этого года. По его словам, 2016 года ознаменован большой выборной кампанией, в связи с чем студенты традиционно будут привлекаться для проведения разного рода предвыборных мероприятий. Поэтому возникает опасность нарушения ими избирательного законодательства и участия в разного рода противоправных акциях. «Надо проводить разъяснительную работу в студенческих коллективах – какие листовки нельзя срывать, а какие — нельзя расклеивать, что в деятельности экстремистских общественных объединений участвовать запрещается», — призвал ректоров вузов руководитель подразделения регионального УФСБ, отметив, что эту работу нельзя откладывать. Оно и понятно. Фактически предвыборная кампания уже началась, а пик ее придется на август-сентябрь – своеобразный межеумочный период в студенческой жизни, когда учащиеся остаются вне педагогического окормления и административного контроля со стороны своих alma mater.

Второй проблемой стали случаи приема в вузы Алтайского края иностранных студентов из стран с повышенной террористической опасностью, имеющих положительные оценки по русскому языку, но совершенно им не владеющих. «Получается, что или приемные комиссии сработали с нарушением действующего порядка, или не были своевременно приняты меры, когда выяснилась такая ситуация», — упрекнул Евгений Митькин администрации вузов, отметив, что подобные казусы принимают системный характер. А это вызывает опасения в условиях, когда увеличивается число иностранных студентов в вузах Алтайского края, в том числе и из стран с повышенной террористической опасностью.

Третьей задачей, которую нужно решать, является профилактика экстремизма в студенческих общежитиях. В первую очередь, среди студентов-иностранцев, — сообщает информационно-аналитический портал doc22.

Справка


В местах заключения, расположенных на территории края Алтайского края, сегодня отбывают наказание 18 преступников, признанных особо опасными террористами.

В феврале 2008 года электронное письмо с предупреждением о готовящемся теракте против тогдашнего кандидата в президенты Дмитрия Медведева в то время, когда он находился с визитом в Алтайском крае, было разослано в электронные СМИ региона. В нем содержалась угроза покушения от имени якобы действующей в Сибири террористической группы «Воины священного джихада Северной Азии». Однако, как выяснилось вскоре, никакого теракта не планировалось, а автором ложного сообщения стал студент 19-летний студент факультета политических наук (ФПН) Алтайского госуниверситета Антон Епихин, внук тогдашнего руководителя крайсовпрофа и член краевого Молодежного парламента. Реального срока раскаявшемуся Епихину, пожалев, не дали, но дед-профбосс вскоре был отправлен в отставку, а факультет, где «закалялся» как политик лжетеррорист, был ликвидирован.
Фото: pixabay