20 апреля 2018, 16:53

В Алтайском крае живут 320 бывших пленников фашистских концлагерей

320 бывших пленников фашистских концлагерей живут сегодня в Алтайском крае. В годы Второй мировой войны в Германии и на оккупированных ею территориях многие из них занимались тяжёлым, непосильным трудом. Что мертвым грузом осело в памяти бывших малолетних узников, в материале корреспондента телеканала «Катунь 24» Евгении Князевой.



Она прошла через ужасы фашистских застенков. В кровопролитном мае 43-го ещё двухлетней девочкой Светлана Маленко попала в трудовой концлагерь вместе с бабушкой и дедушкой. Немецкие войска захватили Новороссийск, где проживала семья. Город разбомбили, а тех, кто остался в живых, под дулом автоматов гнали к железнодорожной станции. Оттуда под Севастополь, в Балаклаву. Арестованные жили в бараках за колючей проволокой.



«Бабушка с дедушкой работали там на расчистке дорог, как они говорили, потому что бомбежки постоянные, и на рытье могилок, хоронили всех погибших: и немцев, и русских. А в Новороссийске, говорит бабушка, такая бойня была, бойня в полном смысле этого слова. Там, где мы жили, на Мефодиевке, стена бетонная, ну метра два, наверное, высотой, так вот трупов и с той, и с другой стороны было столько, что по ним перебегали просто», − рассказала бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей  Светлана Маленко.

Каторжный труд и разлука с близкими – этот отпечаток войны остался в памяти Светланы Маленко на всю жизнь. А ещё голод. В те времена даже небольшой кусочек хлеба был на вес золота. Крошки со стола Светлана Алексеевна собирает до сих пор.



«Мы занимали очередь в хлебный ларек, и продавщица по карточке, сколько там положено, надрезает и дает, дает, дает. Она, наверное, специально, это я сейчас уже так думаю, так делала, что какой-нибудь кусочек, какая-нибудь крошка падала, ну не кусок, конечно, и каждый прям хватал и в рот», − дополнила Светлана Маленко. 

Во время Великой Отечественной войны действовало 14 тысяч фашистских концлагерей и тюрем. Все они были разного назначения. Трудовые, транзитные и лагеря смерти. В последних узники находились всего несколько часов.



В 1944 году в городе Чаусы Могилёвской области солдаты советской армии спасли белорусских пленников. Буквально в последние минуты перед гибелью. Среди них был трёхлетний Михаил Дробный. В тот день его мальчишкой вместе с мамой вели на расстрел вдоль лесной просеки. 



«Уже в лесу крик, шум был, ну знаете, уже же понимают люди, подвели к траншее, а там насыпь была, и тут стрельба, крик, это наши шли, освободили, и вот мы живы, а так еще немножко, и нас не было бы уже. Это доли секунды, какие-то минуты. Да, минут 15-20», −  рассказал бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей  Михаил Дробный.

После войны Михаил Дробный окончил школу, переехал из Белоруссии в Казахстан. Там получил диплом по специальности агроном и встретил будущую супругу Александру. Вместе с семьёй спустя годы перебрался в Алтайский край. В Белоруссию вернулся лишь единожды. Чтобы пройтись по местам малой родины, где прошло его непростое детство. 



Сегодня в нашем регионе проживает 321 бывший узник фашистских концлагерей. У всех разные судьбы, и у каждого свои воспоминания о войне. Но объединяет их, как и 70 лет назад, одна мечта – чтобы  над головой всегда было мирное небо.