Иван Купала: традиции и приметы на 7 июля
В народном календаре 7 июля – Иван Купала, Иванов день, Иван-травник, купальник, первый покос. Православная церковь сегодня празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которого наши предки прозвали Иван Купала. В народном представлении христианский святой соединился с языческим божеством плодородия и летнего солнца.

Традиции и обычаи
Согласно поверьям, в Иванов день «открываются» земля и небо, вода приобретает чудесную силу, птицы и звери начинают говорить. Знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, веря, что в это время все растения обладают удивительной целебной силой. Собрать травы и коренья нужно до восхода солнца, пока их не опалили солнечные лучи.
Иванова ночь самая короткая в году. В старину в эту ночь спать не ложились, чтобы не набросилась на беспомощного человека нечистая сила, разбушевавшаяся в этот период. Накануне праздника, в день Аграфены Купальницы, крестьяне на окна и порог клали крапиву, чтобы в жилище нечисть не пробралась.
Вечером 6 июля разводили особые ритуальные костры на границе села (на развилках дорог, у реки, на холмах). В купальских кострах сжигали всякую рухлядь, чучело ведьмы, одежду больных людей (считалось, что с вещами сгорят и болезни). Через эти костры бросали венки, прыгала молодежь, стремясь защитить себя от болезней, порчи и происков нечистой силы. Вокруг огня водили хороводы.
Огни, зажигаемые в купальскую ночь, считались чудодейственными. Огонь добывали трением дерева о дерево. Его называли живым, лекарственным, лесным. Чтобы избавиться от невзгод в этот вечер надо тихо посидеть у костра и мысленно обратиться к духу огня с просьбой из вашей жизни выжечь всё суетное и наносное.
В купальскую ночь на муравейниках собирали масло, которое, по преданию, излечивает от всех недугов. Считалось, что с этой ночи появляются светлячки, которых в народе прозвали ивановскими червячками.
С утра на Ивана Купалу начиналось купание в реке. Водой обливали каждого встречного. До восхода или при восходе солнца собирали росу, которая считается целебной при глазных болезнях. Чтобы излечиться от недугов, человек должен умыться этой росой. Ещё купальской росой кропили кровати, чтобы не водились клопы, и стены, чтобы в доме не было тараканов.
Важный символ купальских обрядов – цветок иван-да-марья, фиолетовый цвет которого воплощает стихию воды, а желтый – огня. С этим растением связано много преданий, большинство из которых посвящены запретной любви: родные брат и сестра, Иван и Марья, не ведая о своем кровном родстве, вступили в брак. Когда же они узнали правду, то ужаснулись случившемуся, но расстаться друг с другом они так и не смогли, за что боги превратили их в прекрасный цветок, ставший символом верности.
С давних пор славяне наделяли цветы иван-да-марьи сильнейшими магическими свойствами. Сорванные в купальскую ночь, они станут хранителями супружеского счастья и надежным оберегом дома от злых чар. Ещё уважением на Купалу пользовались полынь и крапива.
Существовало поверье, что в Иванов день змея-медянка на сутки обретает зрение и делается крайне опасной. Она может броситься на человека и укусить его. Утверждали, что человек, укушенный змеей в Иванов день, скоро умрет.
Спать в ночь на Ивана Купалу считалось зазорным. После праздника отправлялись на покос: говорили, что купальская ночь силы прибавляет.
Приметы и поверья
- Если в эту ночь звездно, то будет много грибов.
- Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало и большинство из них будут пустыми.
- Сильная роса – к урожаю огурцов.
- Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся.
- Цикады стрекочут – к жаркому дню.
- Заросли ивы на ветру шумят – к ливню.
- Аромат полевых цветов усилился – к дождю.
- Кто искупается в водоеме на Ивана Купалу, тот избавится от всех болезней.
- Листья папоротника мужского книзу закручиваются – к теплому и солнечному дню.
7 июля на свет появляются яркие и неординарные личности. Они обладают уникальными умственными способностями и многими талантами. Имеют развитое мышление, наделены мудростью и ответственностью. Такие женщины и мужчины во всем привыкли быть первыми. Они тянутся к знаниям и не отказываются от нового опыта и ощущений.
По поверью, люди, родившиеся сегодня, влюбчивые. Всю жизнь они ищут свой идеал. В качестве талисмана им следует носить янтарь. Этот камень дарит красоту, долголетие, привлекает настоящую любовь, заряжает оптимизмом, лечит от депрессии, дарит бодрость.
Уникальные усадьбы, борьба с коноплей и мошенниками, домашние праздники: о чем рассказывают госпаблики сельсоветов в Алтайском крае
«Страницы сельсоветов – то, что мы создавали и продвигали долго, скрупулезно, аккуратно. На сегодня в Алтайском крае более 620 таких госпабликов. Работа проделана масштабная, так как и количество сельсоветов у нас одно из самых больших в стране. Во-первых, надо было все эти страницы создать, а когда вопрос касается официальной регистрации таких аккаунтов, это несколько иной процесс чем с частной страницей – например, надо получить госметку. Во-вторых, паблики надо наполнять новостями, контентом, и этому людей на местах надо обучать, где-то даже убеждать, что это необходимо», – отметил руководитель Центра управления регионом Алтайского края (ЦУР) Евгений Нечепуренко.
По словам специалиста ЦУР по работе в соцсетях Юлии Ковылиной, главная цель пабликов сельсоветов – быть близкими именно к своей аудитории. Людям интересно то, что касается их самих и их родных, их быта, развития, перспектив и возможностей.
«Глобальные новости, конечно, важны, но никто не расскажет ни про утренник в детском саду, ни про новую игровую площадку в селе, ни про то, что сделали освещение. Да и темы, касающиеся каких-то административных историй, предупреждений о временном отключении электричества или ремонте местной дороги, тоже не поднимут в больших пабликах», – подчеркивает Ковылина.
Специалисты ЦУР подобрали топ-5 госпабликов сельсоветов, которые сегодня ведутся специалистами на местах наиболее активно и с энтузиазмом:
- Аккаунт администрации Полковниковского сельсовета Косихинского района;
- Страница Петровского сельсовета Троицкого района;
- Паблик Ракитовского сельсовета Михайловского района;
- Группа Новобурановского сельсовета Усть-Калманского района;
- Паблик Зеркальского сельсовета Шипуновского района.
По словам руководителя ЦУР Евгения Нечепуренко, в таких пабликах жители сельсоветов отвечают взаимностью – подписываются активнее.
«Здесь люди рассказывают о людях, с которыми живут бок о бок. Поблагодарить подпиской, лайком, комментарием тех, кто старается информировать о близком и важном, кто собирает фото, готовит тексты, интересуется жизнью своей малой родины и с любовью старается это донести до людей, наверное, несложно, но пока несильно прижилось. Надеюсь, в будущем большинство из них оценит эту работу. И новости о своей территории они будут получать из проверенных источников, которые бережно относятся к информации», – резюмировал Нечепуренко.