30 сентября 2015, 12:10

Проект «Былое»: глава 1, сельский учитель Пётр Рыженко

В словаре Владимира Ивановича Даля слова «былое» нет, зато есть слово «воспроизведение» с толкованием «созидать былое». 

Анатолий Корчуганов, автор проекта «Былое»:

 — Созидать былое мы и будем с вами. Я расскажу вам о тех, с кем встретился на Алтае, работая журналистом 36 лет. О тех, кого помню и люблю. Каждый из героев жив в моём сердце.
Первый герой проекта «Былое» — Пётр Фёдорович Рыженко, сельский учитель.
Анатолий Корчуганов, автор проекта «Былое»: 

Долго раздумывал о том, кто станет первым героем программы. И начну я с выдающегося краеведа Петра Фёдоровича Рыженко. С момента нашей встречи пролетело 25 лет, четверть века двадцатого с заездом в третье тысячелетие.

В те достославные времена я определил для себя двух краеведов. Один из которых Борис Хатмиевич Кадиков. Всю жизнь проработавший в Бийском краеведческом музее. Сделано им для музея было не просто много, он сам был частью музея. Город к нему благоволил, присвоив звание Почётного гражданина Бийска. Рассказчик он был совершенно гениальный, слушатели растворялись во временах, эпохах, цивилизационных извивах, а иногда фантазиях, без которых краеведение не существует. Но Борис Хатмиевич не любил записывать свои воспоминания и размышления. О нём мы поговорим позже.

А вот Петр Фёдорович всю жизнь проработал сельским учителем в Целинном, бывшем Яминском районе в селе Победа. Воспитал несколько поколений учеников. Он был одержим изыскательской страстью и к моменту нашей встречи написал «Историю причернья», оттолкнувшись от слова черневая тайга, пространство Салаирского кряжа заросшее пихтой и елью.

У меня в памяти остался шкаф заполненный папками с текстами и пишущая машинка механическая «Башкирия» и было в тех папках 28000 страниц машинописного текста. Большей частью это были воспоминания крестьян за сто предшествующих лет. Начиная с заселения причумышья, во времена горнозаводские, а это 18 -19 век. Многие населённые пункты были нанизаны на тракт от Бийска до Кузнецка. Все эти сокровища, письменные, располагались в небольшом музее, правда, о двух этажах.

В ту первую встречу меня поразили бронзовые скифские котлы, которые были обнаружены частью археологами, частью случайными находками на берегах Чумыша. Были там бивни мамонта, рога древних бизонов, наконечники стрел. На втором этаже в советском периоде было всё от двухрядной гармошки до бесчисленного количества глиняной посуды, крестьянских рубах, гимнастёрок, медалей, которые передавали родственники участников Великой Отечественной войны. И за каждым экспонатом — судьбы человеческие.

Всё это снимал замечательный оператор Игорь Голованов. Время поджимает, потому начну с нашей второй встречи. Славный момент, когда мы работали над 15-минутным документальным фильмом «Сокровенные люди». Это был московский заказ, который и финансировался столицей.Было такое замечательное объединение «ТВ ФОНД». Снимали фильм два месяца в разных местах Алтайского края.

Первым героем был человек из прошлого Николай Михайлович Ядринцев, живым стал Пётр Фёдорович Рыженко. К нашему приезду скифские котлы от греха подальше Пётр Фёдорович отправил в археологический музей Алтайского государственного университета. Это было время свирепой погони за цветным металлом… Но нам фантастически повезло в музее, не на видном месте хранилась согдийская головка из мрамора. Её обнаружили при рытье погреба, не исключено, что современники наткнулись на древний курган.

И чего только не делал наш герой по настойчивой просьбе режиссёра: на древнем кургане стоял, по берегу Чумыша бродил, согдийскую головку в руках держал, якобы всматриваясь в то, что осталось после удара лома. Она действительно прелестна, а если ещё и заставить работать фантазийный механизм, можно легко уйти во времена, простирающиеся за гранью нашей и не нашей эры.

Закончился съемочный день, группа уехала ночевать в гостиницу, а я остался с магнитофоном. Петр Фёдорович Что-то рассказывал, что-то читал из общей тетради, и в тот момент думалось, что это наша очередная встреча, много осталось недоговорённого. Но увидится больше, не довелось, хотя сразу по выходе нашего фильма копию отослал в Победу. Опубликовать «Историю причернья» хотя бы в фрагментах пока не удаётся. Хочется верить в появление гипотетического историка-архивиста, который прикоснётся к архиву сельского учителя Петра Фёдорович Рыженко.