Воспитание и труд всё перетрут: что думают алтайские учителя о возрождении трудового воспитания в школе
Все учителя с большой теплотой вспоминают собственный опыт школьных уроков труда, отмечая не только их практическую пользу, но и мощный командообразующий эффект.
7 октября председатель АКЗС Александр Романенко предложил возродить трудовое воспитание в школах. Учителя и общественники Алтайского края рассказывают, почему это сегодня действительно необходимо и чем поможет ребятам в будущем.
“Считаю необходимым возрождение трудового воспитания в школе, с его уходом заметно снизилась учебно-воспитательная мотивированность школьников. Современные ученики, на мой взгляд, в большей степени, представляют собой общество потребителей, а государству нужны деятели”, — говорит преподаватель русского языка и литературы школы № 34 Бийска Ирина Бжицких.
Все учителя с большой теплотой вспоминают собственный опыт школьных уроков труда, отмечая не только их практическую пользу, но и мощный командообразующий эффект:
“Уроки труда были одними из самых любимых в нашей школе. Всю неделю мы ждали этих уроков, заранее распределяли, кто из девочек какие продукты несёт и что будем готовить. Обычно это было что-то несложное: бутерброды, салаты, супы. Но мы невероятно гордились собой. Мальчиков отпускали всегда раньше и они прибегали к нашему уже красиво накрытому столу в кабинете технологии. Приносили созданные своими руками разделочные доски и табуреты. А потом все вместе обедали. Субботники и уборка кабинетов тоже были неотъемлемой частью социализации, общения, образования дружного коллектива”, — рассказывает классный руководитель барнаульского Лицея № 73 Наталья Смарыгина
“Мне было очень интересно не только готовить, но и работать на станках по дереву. У меня до сих пор сохранился кухонный набор, который я сделала сама на уроках трудового обучения”, — вспоминает учитель немецкого языка из Панкрушихинского района Ольга Гречаная.
Педагог считает, что было бы очень полезно, если бы при школе существовали курсы трактористов, водителей и других рабочих профессий с квалифицированным обучением ремеслу и получением документа о пройденном обучении по окончании школы.
Педагог из Новоалтайска Виктория Нестерова благодарна своим родным, с детства привившим ей привычку к труду, и считает, что возрождение в школах трудового воспитания, участие детей в трудовых десантах, позволит каждому ребенку почувствовать себя частью команды, пазлом единого целого. По ее мнению, дежурства в классе способствуют формированию ответственности и самодисциплины, уроки труда позволяют девочкам почувствовать себя будущими хозяюшками, а мальчикам научиться решать бытовые вопросы.
“К сожалению, сейчас не в каждой семье, есть отец, который бы мог научить мальчика забить гвоздь, починить розетку. А у мамы не всегда есть время научить дочь держать иголку или спицы в руках”, — говорит педагог.
Классный руководитель барнаульского Лицея № 3 Марат Галиев отмечает, что было бы полезно сделать комбинированные уроки труда, чтобы и мальчики научились элементарным приемам шитья и девочки освоили базовые навыки домашнего хозяйства.
При единодушном мнении о пользе возрождения в школах трудового воспитания педагоги подчеркивают необходимость соблюдения всех юридических формальностей.
“Школе нужна правовая основа, чтобы и родители, и педагоги были в одной лодке и понимали друг друга”, — говорит Марат Галиев.
Председатель Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций Татьяна Величко, считает необходимым донести до родителей мысль о том, что самое правильное воспитание — это труд и любовь к своей земле.
“Чем больше будет детей, воспитанных в уважении к труду, тем больше будет крепнуть общество”, — уверена Татьяна Величко.
Барнаульский педагог Наталья Смарыгина делится своим опытом общения с родителями: “Став классным руководителем, на первом же собрании с родителями я обсуждаю вопрос ОПТ. Родители пишут официальное согласие или отказ. Те, кто пишет отказ, в субботниках не участвуют”.
Педагог проводит с детьми традиционные уборки кабинета в конце четверти, участвует в субботниках на территории школы и в парке Юбилейном, после которых устраивают пикники и фотосессии.
“Дети в восторге от наших субботников. А я от того, что класс становится единым целым и каждый горой за другого. Ведь роль школы — не только давать знания, но и воспитывать хороших, добрых людей, ответственных граждан, патриотов”, — говорит Наталья Смарыгина.
Представитель алтайского краевого Совета отцов Юрий Абдуллаев считает, что приучение к труду, в том числе коллективному, должно проводиться с самого раннего возраста. Сначала в семье, потом в детском саду, затем — в школе.
“Возрождать трудовое воспитание в школах просто необходимо. Но подходы должны быть современными, с учётом востребованных профессий XXI века. Это поможет решать сразу три важнейшие воспитательные задачи: во-первых, приучить к труду, во-вторых, сформировать навыки работы в коллективе, и в-третьих, познакомить с требованиями современных специальностей”,- заявляет Юрий Абдуллаев.
Спиридонов день: традиции и приметы на 25 декабря
Православная церковь сегодня чтит память христианского святого, почитаемого в лике святителей как чудотворец – Спиридона Тримифунтского (270-348), который появился на свет на острове Кипр.

Традиции и обычаи
По поверью солнце с этого дня одевается в нарядный сарафан и кокошник, усаживается в телегу и направляется в теплые края. Зима же, облаченная в медвежью шкуру, стучит по крышам и будит женщин, чтобы они печку топили. Если зима по полю гуляет, то за ней метели ходят и дела просят. Если по лесу, то из рукава иней сыпется и всё кругом покрывает. Если по реке идет, то своим следом воду на три аршина куёт.
Медведь в этот день в берлоге переворачивается с одного бока на другой, а солнышко на прощание коровам бока греет.
Крестьяне на Спиридона не работали, а только обсуждали планы на наступающий год, гадая, каким будет урожай. С 25 декабря день хоть немного, но прибавляется.
Чтобы защитить дом от нечисти, хозяйки втыкали серп в притолоку, а мужчины вечером на порог клали топор острием вверх. Острая сталь на Руси считалась лучшим оберегом от нежити.
Чтобы курочки раньше нестись начали, их кормили гречихой из правого рукава. А чтобы деревья лучше росли, в этот день крестьяне стряхивали с них снег.
В старину было принято на Спиридона встречать рассвет, забравшись на самую высокую местность в округе. Женщины пекли хлеб круглой формы и деревянной лопаткой чертили на нём косой крест. Вечерами жгли костры с целью помочь солнцу окрепнуть. Огонь должен был разогнать тьму и вернуть красный день на Русь.
Было принято нарезать веточки вишни и ставить их в горшок. Люди их регулярно поливали. Если веточка зацветет к Рождеству, то в следующем году урожай вишни будет богатым.
Поговорки дня:
- С какой стороны на Спиридона ветер дует – оттуда и будет он дуть до самого весеннего равноденствия.
- Если солнце в этот день светит лучисто, то на Новый год будет морозная и ясная погода.
- Если хмурый день и иней на деревьях, то на Новый год будет тепло и пасмурно.
- По погоде следующих после Спиридона 12 дней судят, какой будет погода в ближайшие 12 месяцев.
- Если в этот день направление ветра менялось, то следующий год будет богат на урожай гречихи.
- Если воробьи начинают пух и перья к своим гнездам тащить, то жди морозов.
- Если солнышко с самого утра светит, то Новый год ясным будет.
- Ветки можжевельника сгибаются – к метели.
- Пасмурное утро – к ранней весне.
- Если домашняя скотина в стойло просится, то будет снегопад.
Человек, рождённый 25 декабря, по гороскопу Козерог. Он отличается практичностью и жаждет гармонии, обаятельный и хорошо ладит с людьми, что помогает ему добиться успеха во многих сферах. Несмотря на независимость и практичность, именинник этого дня внимательно относится к окружающим и проявляют заботу о ближних. В качестве талисмана ему подходят оникс и александрит.



















