Рассказываем, когда в России появятся электронные трудовые книжки
С 2020 года трудовая биография россиян начнёт фиксироваться в цифровом формате.
Сведения о трудовой деятельности скоро будут фиксироваться только на электронных устройствах, причём внедрять цифровые трудовые книжки правительство планирует уже с января 2020 года. Пенсионный фонд России (ПФР) к таким изменениям готов. Как сообщил 27 августа зампредседателя правления фонда Сергей Чирков, проблем с нововведением в ведомстве не прогнозируют. Пакет законопроектов, регулирующих новый формат, Госдума планирует рассмотреть в осеннюю сессию.
Как это будет работать
Цифровизация трудовых книжек расписана в трёх законопроектах. Первый устанавливает саму возможность учёта сведений о трудовой деятельности с помощью компьютера. Эти данные будут аккумулироваться в системе Обязательного пенсионного страхования (ОПС). По сути, трудовые книжки превратятся в дополнительный раздел индивидуального лицевого счёта гражданина, отмечают в Парламентской газете.
Второй законопроект обязывает всех работодателей с 1 января 2020 года предоставлять сведения о трудовой деятельности сотрудников в систему ОПС. Передавать нужно будет данные о выполняемой работе и должности, переводах на другую постоянную работу, о приёме и увольнении сотрудника.
«Данные о работнике понадобится направлять в ПФР ежемесячно», — разъясняет новый порядок Пенсионный фонд. Сведения о приёме сотрудника или его увольнении работодатели будут обязаны передавать на следующий день после издания приказа, и никак не позднее.
За нарушение сроков передачи данных, за их искажение или неполноту компании вынесут предупреждение. Это следует уже из третьего законопроекта с поправками в Кодекс об административных правонарушениях.
В чём плюсы?
Заметить преимущества цифрового формата несложно: работодатели сэкономят, так как перестанут тратить деньги на покупку и хранение бланков, а сотрудники смогут больше не переживать из-за потери или порчи документа.
«С электронной трудовой книжкой намного проще. Все сведения сохраняются в специальной базе ПФР. Электронный вариант — более надёжный способ хранения данных. Страницы в электронной трудовой не истреплются, чернила не размоются и не выцветут», — отмечают в Пенсионном фонде.
Плюс, добавляют чиновники, для хранения электронного документооборота всегда создаются резервные копии.
Кроме того, цифровая книжка гарантирует, что работодатель добросовестно производит все отчисления в ПФР, а значит, они будут учтены в будущем при расчёте пенсии. По данным фонда, работник сможет в любой момент запросить сведения из электронной трудовой книжки и проверить их актуальность и достоверность.
Кроме того, цифровой формат упростит работу кадровиков и чиновников, предоставляющих государственные услуги: они смогут «в один клик» прояснить сведения о трудовом пути гражданина, не заставляя человека бегать по кабинетам и собирать разные справки.
«Меньше волокиты будет и при оформлении перехода с одной работы на другую, и при приёме на удалённую работу», — добавляют в ПФР.
Бумажный формат сохранят для всех желающих
Предполагается, что электронный учёт сведений о трудовой деятельности начнёт полноценно работать с 2021 года, а весь предшествующий год работодатели и сотрудники будут к этому готовиться. Именно поэтому обязанность передавать данные в электронные системы Пенсионного фонда для работодателей будет введена уже с января следующего года.
Бумажные документы сохранят для всех желающих. Для этого работники должен будут подать начальству письменное заявление. В этом случае работодатели будут дублировать всю информацию в бумажном и электронном виде. Ключевое слово «сохранят»: у тех, кто устроится на новую работу, возможности завести традиционную трудовую книжку не будет — только электронную.
«Мы хотим, чтобы этот переход был плавным, — пояснил на одном из заседаний Правительства премьер Дмитрий Медведев. — Именно поэтому остаётся возможность ведения трудовых книжек на бумаге, если сотрудник подаст такое заявление».
- Страница 1
- ››