01 сентября 2019, 16:41

Алтайские депутаты обсудили новую систему оплаты труда учителей

Депутаты краевого Законодательного Собрания оценили подготовку учебных организаций региона к новому учебному году. В ходе Правительственного часа 28 августа на вопросы парламентариев ответил министр образования и науки Максим Костенко, пишет официальный сайт АКЗС.

Министр сообщил, что контроль готовности к новому учебному году прошли все образовательные организации региона – это 1097 школ, 868 детских садов, 100 организаций дополнительного образования, 40 учреждений профессионального образования, 22 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 11 высших учебных заведений и 34 научные организации.

Для обеспечения доступности образовательных услуг в школах и детских садах региона создаются дополнительные места. В регионе строятся 10 детских садов-яслей – в Первомайском районе, Барнауле (пять объектов), Бийске (два объекта), Камне-на-Оби, Новоалтайске. Новые школы и пристрои к ним в 2019 году появятся в Локтевском, Ключевском, Калманском районах и Барнауле. Кроме того, в 51 дошкольной организации, 60 школах и 23 спортивных залах проводится капитальный ремонт по различным программам.

Максим Костенко коснулся вопроса обеспеченности кадрами. Школы укомплектованы педагогами на 99,7%. Незакрытыми остаются 50 вакансий, в течение следующей недели, по словам министра, вопрос будет решен. При этом доля учителей пенсионного возраста растет, а молодых учителей – снижается. Среди мер поддержки молодых педагогов глава министерства назвал целевую подготовку кадров, организацию непрерывных студенческих практик на базе школ, трудоустройство студентов, магистрантов и аспирантов, профподготовку предпенсионеров, участие в программе «Земский учитель» и использование дистанционных образовательных технологий.

В своем докладе министр образования отразил интересовавший депутатов вопрос о переходе системы образования на новую отраслевую модель оплаты труда. «Мы устанавливаем фиксированный оклад, а не расчетный, как было раньше. Раньше средний оклад составлял 2950 рублей, с 1 сентября – 7010 рублей, увеличившись почти в 2,5 раза. Все надбавки и коэффициенты за категории, которые были в предыдущей системе, полностью сохраняются. Мы уходим от такого показателя как ученико-час, где оплата труда зависела от количества учеников в классе, что рождало несправедливость даже внутри одной школы», – сказал он.

Костенко пояснил, что низкооплачиваемые категории педагогов выиграют от новой системы оплаты труда. «В некоторых случаях зарплата увеличивается до 10 тысяч рублей. Есть снижение, но оно связано с уменьшением нагрузки», – пояснил министр. Предполагается, что на декабрь 2019 года средняя зарплата учителей составит 27,5 тысячи рублей.

Депутаты задали главе регионального Минобра ряд вопросов. Они касались введения второго иностранного языка в школе и шестидневной недели в сельских школах, оснащения школ учебниками, профстандартов для педагогов, работы детских оздоровительных лагерей и семейного обучения.

Председатель АКЗС Александр Романенко вернулся к вопросу об оплате труда педагогов. «Сейчас средняя заработная плата учителей по краю – 25 тысяч рублей, вы ее предполагаете довести до 27 с половиной тысяч рублей. Мы также знаем, что по разным муниципалитетам она варьируется, и разбег составляет до 10 тысяч рублей. Какими будут ваши действия в новой системе оплаты труда, чтобы заработная плата для педагогов во всех муниципалитетов была единой?» –  спросил спикер.

Министр пояснил, что введение единой и понятной системы оплаты труда – вопрос, важный для всех регионов. В Алтайском крае он будет решен следующим образом.

«В последнее время стимулирующая часть, которая добавляла разницу в оплате труда, была превалирующей. При новой системе оплаты труда мы вводим единую для всех муниципалитетов окладную часть, что стабилизирует ситуацию. Гарантированная часть (оклад плюс компенсационные выплаты) будет больше МРОТ, она будет защищена. После консультаций с профсоюзами будет утверждено новое положение о стимулирующих выплатах, в котором останутся самые важные и полезные показатели. Проблема будет какое-то время оставаться, и она связана с нагрузкой», – сказал Максим Костенко.

«Учитель в Солтонском районе и в Барнауле выполняет одни и те же задачи. Давайте вместе смотреть, что можно сделать с этой ситуацией», – предложил Александр Романенко.

Во фракционных отзывах на выступление министра депутаты также коснулись системы оплаты труда – Ирина Журавлева (ЛДПР) оценила разброс в зарплатах с точки зрения своей работы в школе. Александр Молотов («Справедливая Россия») высказался про подготовку кадров, Мария Прусакова (КПРФ) – о значимости профессии учителя, Татьяна Ильюченко от фракции «Единая Россия» попросила коллег взять на контроль включение образовательных объектов в округах в краевую адресную инвестиционную программу и ход ремонтов.

Закрывая Правительственный час, председатель АКЗС Александр Романенко призвал депутатов внимательно отслеживать введение новой системы оплаты труда педагогов в муниципалитетах и все возникающие вопросы отрабатывать с комитетом по социальной политике и с Министерством образования.