21 июля 2014, 10:30

Член ЦИК России с правом решающего голоса — о подготовке к выборам в Алтайском крае

14 сентября в регионе пройдут выборы губернатора Алтайского края, дополнительные выборы депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, а также выборы в органы местного самоуправления. На вопросы Андрея Захарова ответила куратор Алтайского края – Майя Гришина, член ЦИК России с правом решающего голоса, заслуженный юрист России. 

— Вы курируете Алтайский край и Республику Алтай. Многие говорят про какую-то особенную специфику этих субъектов. Она есть, надо полагать, раз про неё говорят?
— Я думаю, что у каждого региона есть своя специфика. Не надо уравнивать Алтайский край и Республику Алтай в плане электоральных процессов, всё-таки в Республике небольшое количество избирателей на значительных территориях. Алтайский край – это большое количество избирателей на большой территории, много сельских поселений. Алтайский край всегда характеризуется яркой избирательной кампанией, острыми политическими дебатами. Но вместе с тем избиратели делают свой выбор, формируются работоспособные органы власти.

— Совсем недавно у нас в гостях были представители ассоциации »Гражданский контроль”. Они оценили ситуацию в Алтайском крае как приемлемую, несмотря на какие-то тонкости. Всё как-то ровненько. По вашему опыту, где чаще всего встречаются нарушения в проведении, в подготовке выборов, в организации. Где их уместно ждать, на каких этапах?

— Здесь можно опираться на статистику. Центральная избирательная комиссия ведёт так называемую “зелёную” книгу. В ней фиксируется общее число обращений о нарушениях и подтвердившиеся нарушения. Так вот, обычно подтверждается от 10 до 14 процентов обращений. Больше всего нарушений приходится на вопросы нарушений предвыборной агитации. Сама организация выборов вызывает мало нареканий и жалоб. Но сейчас идёт этап сбора подписей. Если говорить о тех регионах, где уже проходили выборы губернатора, то на этом этапе каких-либо нарушений практически не фиксируется. Очень прозрачная и чётко прописанная в законе процедура сбора подписей депутатов.

— В августе, когда всё будет набирать обороты, людям каким образом можно реагировать? Если они заметили какие-то нарушения, они могут обращаться, я так понимаю, в нашу краевую избирательную комиссию.

— Законом прямо предписано – комиссии должны реагировать на случаи нарушений. Конечно, именно комиссии получают первичные обращения граждан, в том числе по вопросам агитации. Но если на участках действительно обнаружена незаконная агитация, то мы не можем обойтись без правоохранительных органов. Конечно, когда “чёрный” пиар идёт на улицах, найти того, кто распространяет агитационные материалы, очень сложно.  

— Можно ли надеяться, что последние изменения в законодательстве как-то улучшат избирательный процесс. Вы, как юрист, как считаете?

— Открепительных удостоверений будет меньше теперь в региональных и муниципальных кампаниях. Региональный законодатель практически полностью отказался от использования этого института, заменив его досрочным голосованием. Да, действительно, последние 10 лет законодатель урезал возможности досрочного голосования граждан. И нарастало количество жалоб граждан, которые не могли проголосовать на своём участке в силу того, что они уезжали в отпуск, в командировку. По открепительным удостоверениям проголосовать можно было только в пределах своего округа, то есть проблема не решалась. То есть если ты уезжал  на губернаторских выборах за пределы Алтайского края, то ты не мог реализовать своё избирательное право. Сейчас процедура досрочного голосования возвращена. И, в частности, в Алтайском крае за 10 дней до начала голосования в помещениях участковых комиссий будут организованы процедуры досрочного голосования при возможности наблюдения представителей со стороны кандидатов и политических партий в обстановке, обеспечивающей тайну голосования.

— Вы у нас уже не в первый раз, в последний раз были в крае в январе на зимней школе прав человека, плотно взаимодействовали с молодыми юристам, у студентов была возможность попробовать себя в роли заявителей, членов участковых избирательных комиссий. Моделировались спорные ситуации. Где чаще всего возникают спорные ситуации?

— Конечно, первый вопрос – это включение в список избирателей. Если по какой-то причине гражданин не был включён в него. Например, только что зарегистрировался на данной территории и органы федеральной миграционной службы не успели передать информацию в участковую избирательную комиссию. Если у него в паспорте стоит штамп с отметкой о регистрации по месту данного участка, то избирательная комиссия включает его в список без каких-либо вопросов, он действительно избиратель данного участка.

Но бывают и иные случаи. Например, гражданин не желает регистрироваться по месту жительства. Он имеет постоянную работу и жильё в собственности, но не желает регистрироваться. Вот здесь получается, что комиссии надо рассмотреть основания о включении гражданина в список. Основания могут быть однозначные, а могут неоднозначные. В этой ситуации возможно, что гражданину откажут. Но если он обжалует это в суде, и суд постановит – включить в список, то гражданин будет включён в список.

И второе – это всевозможные проявления агитации, которая запрещена в день голосования. Также нужно оперативно пресекать такого рода попытки. В этом участковой комиссии должен помочь представитель полиции.

— Работу с молодёжью в крае в преддверие выборов в крае как бы вы оценили? 

— На протяжении последних лет десяти идёт планомерная работа с молодыми и будущими избирателями. Она ведётся как избирательной комиссией, органами местного самоуправления и региональными властями. Ну, в первую очередь осуществляется необходимое дополнительное финансирование, оно в соответствии с законом возможно – на обеспечение правовой культуры избирателей. И эта многолетняя работа наконец-то начала давать плоды. Сейчас на муниципальные выборы приходят и баллотируются те молодые люди, которые когда-то участвовали в конкурсах, разбирали на уроках – для чего люди идут во власть, какой смысл осуществления власти, как осуществляется избирательное право. И кампания, и работа представительных органов приобретает тот смысл народовластия, который и закладывается в законодательстве и в Конституции России.