Основные каналы продаж подделок — небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли, отметил руководитель доклада, первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. При этом поддельная продукция активно перемещается в интернет, в том числе в рамках трансграничной торговли.
Еще один новый тренд — ценовой обман. Если раньше бдительные потребители вычисляли подделки, ориентируясь на очевидную разницу в цене между легальной и нелегальной продукцией, то сейчас такие товары сравнялись в ценах или же реализуются с незаметной разницей в 10 %. А по некоторым товарам незаконная продукция может быть даже дороже. В целом, контрафакт в семи наиболее уязвимых секторах розничной торговли занимает сегодня 15 % оборота. Сюда входит торговля продовольствием (10 %). Чаще всего подделывают молочные, рыбные продукты и полусладкие игристые вина. Товары личной гигиены (5 %), чистящие и моющие средства (5 %), табачные изделия (4 %).
В общем обороте розничной торговли в России нелегальная составляет 9 % или 2,5 триллиона рублей. Известные бренды чаще всего подделывают на рынке одежды, парфюмерии и косметики, бытовой химии (10-20 %), реже (в пределах 3-5 %) — продовольственных товаров, сигарет, средств по уходу за кожей и волосами.
«Стимулирует рост нелегальной торговли снижение реальных доходов потребителей. При этом незаконная продукция вытесняется в регионы и поселения с меньшей требовательностью покупателей и контролем правоохранительных органов», — говорит Радуев. Негативно влияет и отсутствие одинаковой акцизной политики между странами ЕАЭС — она ведет к незаконному перетоку продукции. Эта острая тема несколько лет находится в стадии обсуждения, отмечают в Минфине.
Среди проблем, которые известны и не находят решений,- неэффективный контроль правоохранительных органов, отсутствие единых и понятных правил конфискации и уничтожения контрафактной продукции и оборудования для незаконного производства, констатируют авторы исследования.
Справка:
Ставки акцизов в Казахстане на крепкий алкоголь почти в два раза ниже, а на пиво и вино в четыре раза ниже, чем в России. В Белоруссии ставки по крепкому алкоголю и вину ниже на 10 %, по пиву — на 70 %. В Кыргызстане ставки по крепкому алкоголю и пиву на 70 % ниже. Ставки акциза на сигареты в Казахстане ниже на 70 %, в Кыргызстане — в 2,3 раза, в Белоруссии — в 3,3 раза.