22 июня 2016, 11:00

Виталий Снесарь о власти и обществе: «У нас устойчивая система взаимоотношений»

Вице-губернатор Алтайского края, куратор внутренней политики Виталий Снесарь рассказал «ПОЛИТСИБРУ», о кадровых проблемах, о конкурсе на замещение должности главы администрации Каменского района, об установках Кремля по поводу выборов и о многом другом.

- Виталий Владимирович, как, на ваш взгляд, разрешится ситуация в Рубцовске, где глава администрации Владимир Ларионов уже почти год отстранен от занимаемой должности, и городом руководит временно исполняющий обязанности главы администрации?
- Мне сложно говорить о том решении, которое примет судебная инстанция. Однако нужно согласиться с тем, что управляемость муниципальным образованием не была потеряна, несмотря на определенный кадровый голод, впрочем, характерный не только для данного муниципального образования. Первый заместитель главы администрации Дмитрий Фельдман давно работает и знает город. Он традиционно дистанцирован от политических сюжетов, они ему до настоящего времени не очень интересны, но все экономические процессы ему ясны. Рубцовску, конечно, не хватает сейчас политического лидера, но в целом функционирование города поддерживается, необходимые решения принимаются.
- Но ведь, учитывая то, как не очень быстро работает судебная система, ситуация может затянуться надолго. 
- Сейчас ожидается только решение апелляционной инстанции, в которую обратился Ларионов. Другого варианта нет. Если апелляционная инстанция принимает сторону предыдущей судебной инстанции и подтверждает ее решение, то будет запущен процесс избрания нового руководителя. Согласно уставу, город не может находиться без главы администрации. Можно сказать, что с этого дня продолжение судебных разбирательств в любой инстанции – это уже личное дело Ларионова. 
- То есть, он должен будет уйти?
- Да, если апелляционная инстанция подтвердит судебное решение, и оно вступит в силу, начнется действие уставной нормы – Ларионов сложит свои полномочия. 
- Почему затянулась процедура назначения главы администрации Каменского района? 
- Эта ситуация определена законодательством. Например, в Панкрушихинском районе такая же ситуация. Просто к Каменскому району по известным причинам больше внимания и появилась интерпретация тех людей, которые там участвуют в политических процессах. На самом деле несколько лет назад процедура проверки кандидатов на пост главы администрации усложнилась. Глава администрации должен работать с мобилизационными документами, соответственно, он должен иметь допуск. Допуск предполагает проверку самого кандидата, его родных и близких. У каждого человека своя история, разное количество родственников. Одно дело, когда все они живут в Алтайском крае. А если они по стране разбросаны или находятся за рубежом? 
Как только уполномоченный орган закончит проверку кандидатов по Каменскому району, конкурсная комиссия получит документы и сразу же запустит процедуру. Краевая администрация не заинтересована в каком-либо искусственном затягивании процедур. Все творимые легенды не стоят и выеденного яйца. 
- Вы сказали о кадровом голоде. О нем говорят многие. Как вы думаете, в чем его причина? 
- Образовалась некоторая кадровая лакуна. Этот отрицательный эффект мы можем наблюдать в любой структуре – производственной, управленческой. Причина, на мой взгляд, в том, что первая половина 90-х вымыла из системных конструкций очень серьезный кадровый, причем, в основном, молодой, сегмент. Появилась возможность уйти из системы, заниматься построением самого себя в новых экономических условиях. 
Где-то в конце 90-х ситуация стала потихоньку успокаиваться, восстановилась система координат, и в государственных структурах начало появляться пополнение. Но создавшийся семи-восьмилетний промежуток сказывается. Нам сейчас не хватает хорошо подготовленных (и теоретически и практически) людей в возрасте 45-50 лет. А дальше подходит более молодое поколение, которое получило образование в новых условиях, у него во многом другие ориентиры. 
- А почему бы не пропустить вперед это поколение? 
- Его никто не собирается искусственно придерживать. У многих просто нет желания, потому что у них воспитаны совсем другие качества. Люди более ориентированы на свой собственный успех, собственное благополучие. Появились новые возможности зарабатывания денег и реализации самого себя. У многих представителей поколения сорокалетних даже нет ощущения необходимости того, что нужно входить в какую-то систему службы, в ее писаные и неписаные законы. Гораздо проще и вольготнее чувствовать себя в бизнесе, реализовывать какие-то разовые, но экономически выгодные проекты. «Тяготы и лишения» мало кого прельщают. 
На муниципальную службу кадры найти еще сложнее, чем на государственную. Мы с этим постоянно сталкиваемся. Люди по разным причинам уходят, и в основном кандидатами на замещение выдвигают себя те, кто уже работал в какой-то вертикально выстроенной системе. Например, пенсионеры органов внутренних дел. Им комфортнее в условиях соподчинений, четко очерченного нормативного и законодательного поля. Людей из бизнеса очень трудно туда привлечь. Они совсем по другим алгоритмам работают. Ну, и проблема невысокой зарплаты на муниципальной службе, конечно, играет свою негативную роль. 
- Уже наболевший вопрос о правительстве края. Когда оно, наконец, заработает? 
- На июньской сессии Законодательного собрания будет во втором чтении принят последний необходимый законопроект, касающийся создания правительства. Сейчас идет подготовка пакета документов для создания регионального Минюста. Решается вопрос о перераспределении полномочий между управлениями по образованию и спорту в части выделения молодежной политики из полномочий управления по образованию и объединения ее со спортивной тематикой. Главэкономики передаст свои полномочия в части взаимодействия с научными учреждениями управлению по образованию. И с 1 января 2017 года, как прописано в краевом законе, заработает региональное правительство. У нас нет никакой необходимости что-то переиначивать, переносить сроки. 
- Когда губернатор Александр Карлин заявил о том, что будет создано управление по спорту и молодежной политики, он, наверное, впервые, сразу сказал, кто его возглавит, и назвал Елену Лебедеву. А кто будет новым начальником управления по образованию? 
- Единственное, что я могу сказать: несколько кандидатур у губернатора, что называется, на столе. С некоторыми из них он уже проводил предварительные собеседования. Все эти люди – наши земляки, известные в профессиональной среде. Вопросов для обсуждения и решения в сфере образования сейчас немало. Общение с этими людьми, кроме всего прочего, дает Александру Богдановичу дополнительную возможность получить информацию напрямую и предварительно оценить готовность кандидатов к работе на этом непростом направлении. 
- В крае, в частности в Барнауле, становится все больше и больше приезжих из стран Центральной Азии и из республик Северного Кавказа. Насколько актуальна сейчас для нашего региона проблема межнациональных отношений, насколько они конфликтогенны? 
- Цифры, которые до ее реформирования приводило УФМС по Алтайскому краю, говорили о том, что прирост в регионе в целом небольшой. Алтайский край – транзитный регион, на самом деле достаточно небольшое количество мигрантов оседает у нас. Они создают эффект присутствия, нам кажется, что граждан из сопредельных государств становится больше. Тем более что они идут работать в «видимые» секторы экономики – в общественное питание, розничную торговлю, строительство. 
На самом деле у нас устойчивая система взаимоотношений. В общественных организациях, объединенных по национальному признаку, серьезные руководители. Внутри каждой диаспоры существует и поддерживается разумный порядок. Если возникают конфликты, а мы не можем говорить о том, что их нет вообще, то это, в основном, конфликты на бытовом уровне и они решаются мирно. 
Слава Богу, у нас нет и, надеюсь, не будет конфликтов на религиозной почве, на почве межнациональной неприязни. К сожалению, есть отдельные элементы, которые пытаются использовать далекие от нас конфликты для трансляции их на нашу почву. Но совместными усилиями муниципальных властей, краевой администрации, органов полиции, специальных служб мы эти вопросы быстро решаем. 
- Недавно ваши бывшие коллеги давали пресс-конференцию о борьбе с экстремизмом и терроризмом. Насколько для края актуальны эти проблемы? 
- С одной стороны, их актуальность незначительна. С другой стороны, сорняк экстремизма настолько злой, что лучше подстраховываться и не терять бдительность. Профилактика терроризма обязательна. Краевая антитеррористическая комиссия ведет свою деятельность уже более десяти лет, есть все необходимые федеральные законы. Взаимодействия со всеми субъектами антитеррористической деятельности у нас отлажены очень прилично. И те возможности, которые у нас есть, мы реализуем в соответствии с выявляемыми угрозами. 
Самое актуальное – транспортная безопасность. Иногда население не в полном объеме понимает эту ситуацию. Самый яркий пример, наверное, аэропорт. Говорят: близко не подъедешь, стоянка неизвестно где, надо идти. Конечно, нам всем хочется прямо из машины шагнуть в здание вокзала. Но если говорить объективно, не такое уж большое расстояние нужно пройти. А стоимость того, что предлагают в качестве альтернативы – внедрение системы пропуска для машин с бесплатной десятиминутной стоянкой – в случае реализации войдет в наш и без того немалый тариф. 
- Самая животрепещущая тема этого года – выборы. Они еще не начались, еще нет официальных кандидатов, а краевую исполнительную власть уже обвиняют, что она вмешивается в выборы. Какова роль краевой администрации в избирательном процессе? 
- Наша главная задача – обеспечение деятельности всех окружных, территориальных комиссий, их техническое и организационное наполнение. Мы этой работой занимались и фактически завершили ее к весне этого года. Органы надзора в этом смысле серьезно сканируют обстановку, следят. Любой избирательный участок необходимо должным образом организовать. Это стоит определенных средств. Вместе с краевой избирательной комиссией мы сняли все имеющиеся недостатки. Это всегда достаточно хлопотное мероприятие, особенно в удаленных населенных пунктах – к примеру, в Чарышском, Солонешенском районах. Ведь в любом селе избиратель должен иметь возможность проголосовать, реализовать свое конституционное право. 
Что касается разговоров о применении административного ресурса… Об этом же ведутся разговоры со стороны «активных участников избирательного процесса». Мне представляется малоперспективным сейчас рассуждать о действиях лиц, которые занимают государственные должности и, возможно, будут выдвигаться на выборах в качестве соискателей депутатских мандатов. Об их агитационной деятельности можно говорить только в период юридически стартовавшей избирательной кампании. Как только будут объявлены выборы, как только человек получит официальный статус кандидата в депутаты, все его действия будут рассматриваться в рамках действующего избирательного законодательства. 
Я понимаю тех, кто пытается трактовать ситуацию на праймериз – внутрипартийном мероприятии «Единой России»- так, как им удобно. Это привлечение внимания к себе, попытка создания у читателей определенной точки зрения. 
Самый большой интерес администрации края в том, чтобы избирательная кампания прошла на территории региона по имеющимся законам и правилам, чисто и честно. Этот посыл очень жестко сейчас дает и президент России. 
- Как вы считаете, как на ход избирательной кампании повлияет участие Владимира Рыжкова в выборах по Барнаульскому округу?
- Как появление любого другого кандидата. Рыжков – подготовленный для предвыборных баталий человек. У него есть опыт и амбиции. И если мы пройдем через эти выборы в честной политической борьбе, то, значит, мы поставленные руководством страны задачи выполнили. Возможное присутствие Рыжкова на выборах только подчеркнет: никаких ограничений и пристрастий со стороны органов власти нет. Я полагаю, что предвыборная гонка будет насыщенной и конкурентной во всех округах. 
- Последний вопрос. Часто краевую исполнительную власть обвиняют в том, что она плохо сотрудничает с гражданским обществом. Что вы по этому поводу скажете? 
- В основном эта критика исходит от тех людей, которые понимают под гражданским обществом только самих себя и почему-то уверены, что гражданское общество – это люди, активные исключительно в политической плоскости. Это узкое определение и понимание этого термина. 
Конечно, нам бы хотелось наладить сотрудничество с представителями гражданского общества еще на более плотной основе. Хотелось бы больше помогать тем, кто занимается людьми с ограниченными возможностями, детьми, природоохранной деятельностью, но мы зажаты определенными финансовыми рамками. Тем не менее, не было ни одного года, чтобы мы не оказывали финансовую поддержку общественным организациям. Конкурс на получение грантов серьезный, и это не фигура речи. Между членами комиссии ведутся жаркие споры. Мы, к примеру, ввели критерий, чтобы среди получателей не были организации только из краевого центра, около половины должно быть из других муниципальных образований. Чтобы организации были разной направленности, а не только, например, ветеранские. Спектр организаций, которые получают государственные гранты, очень большой. Особо хотел подчеркнуть также то, что губернатор края очень активно контактирует с общественностью. В течение года он проводит встречи с представителями общественных организаций всех отраслей. 
- Может быть тем общественникам, которые поднимают эти вопросы, просто не хватает общения с властью, ее внимания? 
- Я могу такое предположить. Но есть общение ради общения, а есть общение для достижения какого-то конструктивного взаимодействия. Площадок для общения у нас достаточно. Но и у тех, и у других есть желание играть на своей поляне. Допускаю, что площадка для обмена мнениями с политически активными представителями гражданского общества должна быть нейтральной. Вообще это вопрос решаемый.
Фото: altairegion22.ru