02 июня 2025, 12:47

Барнаульский филолог рассказала, какие приёмы «чёрной риторики» используют телефонные мошенники

Мнением с газетой Алтайского госуниверситета «За науку» поделилась специалист по речевым коммуникациям Евгения Московкина.

Информация мошенников часто бывает отвлеченной и неточной. Ведь данные, которые они используют, находятся, как правило, в открытом доступе. Они могут ссылаться на ваших руководителей, называя их имена, но при этом часто допускать фактические ошибки, использовать устаревшие данные. Например, если вы говорите, что больше не работаете в названной ими организации, мошенники могут ответить, что это неважно, поскольку произошла утечка данных или что-то подобное.

Распространенный прием, которым также пользуются рекламисты: говорить очень быстро, не давать времени подумать, обрушивая сразу большой объем информации. Когда сведения поступают валом, человек отследить их не успевает, и уровень критичности резко падает, говорит специалист.

Если собеседник говорит вам, что нужно решить что-то очень быстро, моделирует экстремальную ситуацию, в которой вы должны «немедленно» принять решение, сообщить нужные данные, возможно, это мошенник. Злоумышленники могут даже вызвать вас (и обеспечить трансфер), сказать, что ехать надо прямо сейчас, без отлагательств, в банк или еще куда-то, что это «вопрос жизни и смерти».

Универсальный метод: прикинуться очень заинтересованным и начать задавать уточняющие вопросы: «Вот здесь мне непонятно…», «А это как будет?» Когда вы начинаете задавать вопросы, лучше уточняющие, то мошенники начинают теряться, потому что не владеют полной информацией. Уточнения выводят мошенников на чистую воду.

Еще один способ – сказать, что вам нужно с кем-то посоветоваться. Если после этого вас тут же начинают переубеждать, уговаривать не класть трубку и ни в коем случае не разглашать услышанное, то это явный сигнал, что вы общаетесь с мошенником.

Также если вас просят поставить звонок на громкую связь и ведут беседу длительное время, около 10–15 минут, это тоже подозрительно. Ни один сотрудник из любой официальной структуры (за редким исключением) не будет тратить столько времени на разговор по телефону с одним человеком на громкой связи.

Если вам звонит незнакомый человек, говорит о чем-то долго и быстро, не давая вам ответить или подумать, скорее всего, вами манипулируют и злоупотребляют вашим доверием.