Сложно ли сдать ЕГЭ по литературе, если ты окончил школу 40 лет назад? Выясняет корреспондент телеканала «Катунь 24»
Так ли сильно сегодняшние тесты отличаются от экзаменационных билетов советских школ? Проверить свои знания решил наш корреспондент Владимир Токмаков. Что из этого вышло, смотрите в сюжете.
Прежде чем идти на любой экзамен, к нему нужно подготовиться. Многие родители и критики ЕГЭ говорят, что без помощи репетиторов этого сделать нельзя. И это один из главных аргументов против отмены ЕГЭ в школах: мол, позволить себе нанять репетиторов могут только богатые родители. А значит, и сдать экзамены могут только дети из таких семей. Но учителя в один голос заявляют: если школьник в течение года учился, а не балбесничал, он сдаст любой экзамен и без репетиторов. А для проверки своих знаний и существуют пробные ЕГЭ по тем или иным предметам, на один из которых мы и отправились.
На промежуточный экзамен по литературе в Барнаульский педуниверситет записалось больше ста школьников со всего края. Меньше, чем на ЕГЭ по точным наукам. Но это общероссийская тенденция: гуманитарии в стране востребованы меньше, чем айтишники.
Паспорт, ручка, шоколадка и бутылка воды – вот и всё, что можно взять с собой на экзамен. Никаких сотовых телефонов и прочих гаджетов. После небольшого инструктажа начинается экзамен. Он длится почти четыре часа.
Последний раз наш корреспондент Владимир Токмаков сдавал школьный экзамен по литературе ровно 40 лет назад, в 1985 году, ещё в СССР. И вот решил проверить свои знания на ЕГЭ. Посмотрим, что из этого получится.
Первая неожиданность: вместо «Поднятой целины» Шолохова современные школьники изучают «Тихий Дон», а вместо анализа пролога к поэме Маяковского «Во весь голос!» предлагается стихотворение Николая Рубцова. Одно из заданий – сравнить главных героев «Тихого Дона» и «Отцов и детей». Или дать развёрнутый ответ, кто виноват в трагической судьбе Печорина – общество или он сам? Почему Бородинское сражение в романе Толстого «Война и мир» показано как главное событие войны народной? Есть, кстати, и Маяковский: какой у него лирический герой – оптимистически настроенный строитель великой эпохи или страдающая личность? А ещё – женщина и война. Сложно? Сложно, но интересно. То есть вопросы, заставляющие думать, анализировать, делать выводы. Тут тебе и знание произведения, и самостоятельный творческий подход. Ну и, конечно же, серьёзное отношение к подготовке к сдаче экзамена. С наскока и наудачу ЕГЭ точно не сдать.
Единый госэкзамен потому и называется единым, что его сдают все одинаково: и дети состоятельных родителей, и дети из бедных семей. И ЕГЭ сегодня единственный шанс получить высшее образование ученикам из бедных семей. Тургеневу, Шолохову, Маяковскому и другим классикам это бы понравилось, считает Владимир Токмаков.
Алтайских школьников научили отличать натуральные продукты от еды с химикатами
Алтайским школьникам рассказали о технологиях производства органической продукции и о том, как правильно выбрать в магазине куриные яйца и макароны для здорового питания. Наша съёмочная группа побывала в Алтайском государственном аграрном университете. В рамках конкурса среди школьников от Фонда «Органика» там провели выездное занятие для учащихся барнаульской школы № 53.
Конкурс среди школьников от Фонда «Органика» дал алтайским школьникам возможность на реальных примерах увидеть производство органической продукции, без ГМО и применения опасных химических удобрений. Дети ознакомились и с исследованиями учёных на тему биотехнологий. Специалисты Алтайского аграрного университета провели для учащихся школы №53 практическое занятие.
«Дети сегодня посмотрели, как провести экспертизу пищевых яиц и как научиться отличать макароны высокого качества от макарон низкого качества. С использованием профессиональных приборов, которые используются в научных исследованиях или, например, на пищевых производствах», — рассказала руководитель Центра компетенций развития органической и «зелёной» продукции Роскачества в Алтайском крае на базе Алтайского государственного аграрного университета, доцент Ольга Черепанова.
Одним из заданий стало создание Азбуки органики. Дети занимались оформлением её страниц. Учащиеся дали определения терминов органики на буквы русского алфавита и сопроводили их рисунками.
«Органическая Азбука — это все знания, которые ребята приобрели в течение нашей работы, облачают в рисунок, поясняют, что означает тот или иной термин. И вот сегодня мы подходим уже к концу этого конкурса, и ребята готовят уже окончательные результаты, чтобы отправить работы», — пояснила учитель биологии и географии школы №53 города Барнаула Ольга Камалова.
Школьники отмечают большую практическую пользу проведённых занятий в рамках конкурса. Это не только теория, но и конкретные принципы выбора более качественных продуктов для оздоровления питания всей семьи.
«Я участвую в этом конкурсе, потому что хочу узнать больше об органической продукции. И я хочу выбирать более натуральные продукты. Смогу отличить натуральный продукт от ненатурального. Лучше покупать натуральный продукт — там меньше содержится химикатов, и он более здоровый», — поделился учащийся школы №53 Семён Ерофеев.
До 26 декабря 2025 года учитель направит фото или сканы конкурсных заданий в Фонд «Органика». В январе работы оценят эксперты. В феврале-марте состоится заседание региональной конкурсной комиссии. Будут отобраны два победителя и четыре лауреата в категории 5–7 классов, а также два победителя и четыре лауреата в категории 8–9 классов.
«5–7 классы выполняют у нас задания, связанные с определением на букву русского алфавита понятий, связанных с органикой. То есть фактически давая определение тем или иным понятиям, они в будущем сформируют Азбуку органики. Старшие ребята — 8–9 классы — пишут эссе по установленной форме, также на вопросы, связанные с органическим производством, органической продукцией, и эти эссе станут основой альманаха органики. Это их конкурсные работы, которые будут оценивать эксперты», — сообщил директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.
Алтайский край — традиционно аграрный регион, и тема органического земледелия для него играет важную роль. Многие производители сделали эту философию неотъемлемой частью своего бренда. Цель: оздоровление нации и продвижение на рынке товаров, полезных для здоровья. Теперь благодаря образовательной программе и конкурсу среди школьников от Фонда «Органика» об этом знают ещё больше людей, а школьники нередко проводят ликбез для родителей. Это формирует новые полезные привычки в семьях, а наше общество постепенно приходит к более осознанному потреблению продуктов питания.
















