04 сентября 2024, 18:04

Стали известны имена финалистов всероссийского конкурса «Научная Вселенная», в лидеры вышла конкурсантка из Алтайского края

Эксперты определили 32 финалиста, которые успешно справились с решением индустриального кейса. В финал вышли школьники и студенты из Красноярского края, Республики Марий Эл, Оренбургской, Саратовской областей и Санкт-Петербурга. 19 сентября в Москве в павильоне «Атом» определят 16 победителей проекта, которые отправятся на космодром Восточный.

Завершился второй этап мультиформатного конкурса для студентов и школьников «Научная Вселенная». Экспертное жюри в лице молодых ученых, наставников проекта, членов Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию определило 32 финалиста, с кем они продолжат работу по индустриальному кейсу и помогут ребятам подготовиться к финалу, который пройдет 19 сентября в Москве в павильоне «Атом» на ВДНХ. Всего в конкурсном отборе приняли участие более 275 тыс. человек. Самые популярные треки: «Генетика и персонализированная медицина», «Гуманитарный микс (история достижений)», «Цифровые технологии».

Из Алтайского края в финал вышла студентка 2 курса Института биологии и биотехнологии (г. Барнаул) Наумова Софья. В конкурсе она участвовала в рамках трека «Агробиотехнологии».

Для выхода в финал участники второго этапа должны были предложить решение отраслевого кейса в рамках выбранного трека: «Агробиотехнологии», «Генетика и персонализированная медицина», «Гуманитарный микс», «Климат и экология», «Новые источники энергии», «Освоение космоса», «Развитие Арктики», «Цифровые технологии».

Отраслевой кейс для полуфинала был сформулирован партнером трека. Так, ГК «Росатом» в рамках трека «Развитие Арктики» предложила школьникам сформировать концепцию атомного ледокола для проведения научных исследований экосистемы. Ребята предложили множество решений: ледокол-исследовательская лаборатория, ледокол-транспортер для подводных лодок и исследовательских научных станций и другие.

Студенты трека «Освоение космоса» решали кейс от «Роскосмоса»: конкурсанты должны были разработать концепцию цифрового двойника для оптимизации разработки космических аппаратов. Участники выбрали для исследования разные космические аппараты, такие как «Союз 2.1а», «АМС Венера-Д.», «Луна-28» и представили свое видение структуры и сценарий работы цифрового двойника.

Полуфиналисты «Гуманитарного трека» должны были предложить идею видеопроекта, посвященного современным российским научным достижениям, исследованиям и разработкам. Участники придумали множество вовлекающих проектов от создания коротких роликов с учеными до съемок документального сериала «Супергерои океана».

В финал вышли студенты из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, НИУ ИТМО, Европейского университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им М. Ф. Решетнёва, Забайкальского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Донского государственного технического университета. Среди школьников — ученики Школы космонавтики, лицей № 1 им. М. В. Ломоносова, Университетская школа ДВФУ, Гимназия Салманова, IT-колледжа «Сириус».

«Работа с обучающимся дает нам понимание того, насколько важно для школьников старших классов и студентов иметь возможность перенять опыт и получить поддержку от специалистов в области их научных интересов. „Научная Вселенная“ создает творческую площадку, позволяющую участникам проявить себя, узнать, как им развиваться в выбранном научном направлении. Необходимо отметить, что почти все участники конкурса серьезно и тщательно подошли к подготовке проектов, и многие из них предложили весьма интересные и оригинальные идеи и подходы для решения поставленных задач. На следующем этапе финалистам будет необходимо улучшить и доработать проекты, а мы будем им в этом помогать и делиться своим опытом», — рассказал Антон Нижников, профессор РАН, исполняющий обязанности заведующего кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ, лауреат премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год, наставник трека «Агробиотехнологии».

«Участники проявили живой интерес к зелёной альтернативной и атомной энергетике. В рамках трека «Энергетика» все представленные проекты были интересными и проработанными, поэтому отбор, который удалось пройти финалистам, был непростой. Полуфиналисты должны были предложить решение по восполнению энергодефицита в регионе и эффективному энергоснабжению домохозяйств, многие удачно справились с задачей, предложив комплексные решения с использованием традиционной и возобновляемой энергетики. Это лишний раз доказывает, что атомная наука является не просто набором формул, а ключом к решению актуальных проблем. И, самое главное, благодаря таким проектам у нас есть возможность найти талантливых ребят, которые в будущем могут стать известными учёными, инженерами и лидерами сферы», — отметила наставник трека «Новые источники энергии», начальник научно-технического отдела АО ОКБ «ГИДРОПРЕСС» ГК «Росатом», советник Частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию Екатерина Солнцева.

Наставник трека «Освоение космоса», руководитель наземного сегмента космического направления компании «Геоскан», руководитель образовательного проекта СОНИКС Кирилл Стариков прокомментировал прошедший отбор: «Конкурс „Научная Вселенная“ — это возможность для ребят со всей страны раскрыть свой научный потенциал и попробовать себя в разных направлениях. Я курирую трек „Освоение космоса“. Проекты участников по моему направлению показывают, что ребята погружены в контекст, понимают, какие вызовы и проблемы есть в космической сфере. Они знакомы с достижениями и перспективами развития отечественной космической сферы. Приятно видеть, что участники не боятся предлагать смелые и при этом реалистичные идеи».

«Я работаю со студентами и понимаю, насколько важно для молодых ребят иметь возможность перенять опыт и получить поддержку от специалистов в сфере. „Научная Вселенная“ дает возможность участникам проявить себя, узнать, как им развиваться в научном направлении. На данном этапе мы отобрали финалистов конкурса. Теперь перед нами стоит задача помочь финалистам усовершенствовать свои кейс-решения. Именно обмен опытом — основная ценность конкурса», — прокомментировал ведущий научный сотрудник Института океанологии им П. П. Ширшова РАН Александр Осадчиев.


«Научная Вселенная» — мультиформатный конкурс для старшеклассников (14+) и студентов.

Целевая аудитория: граждане Российской Федерации в возрастной категории от 14 до 27 лет, учащиеся школ, студенты колледжей, вузов и иных учебных заведений, расположенных на территории РФ.

Проект реализуется при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (инициатива «Наука побеждать»). Первый сезон проекта прошел в 2023 году.

Цель конкурса «Научная Вселенная» — привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок, повышение интереса подрастающего поколения к российским научным исследованиям и разработкам. Тематические направления конкурса соответствуют приоритетам, определенным в Стратегии научно-технологического развития РФ (СНТР). Конкурс «Научная Вселенная» призван продемонстрировать научные прорывы во всех направлениях НТР, сделать информацию о последних российских разработках и научных достижениях доступнее и сформировать интерес у подрастающего поколения к научной деятельности.

Треки:

  1. Цифровые технологии
  2. Агробиотехнологии
  3. Гуманитарный микс
  4. Развитие Арктики
  5. Освоение космоса
  6. Новые источники энергии
  7. Климат и экология
  8. Генетика и персонализированная медицина

Выбрав один из научных треков, участники проходят интерактивное тестирование и решают индустриальный кейс от компании, которая курирует научное направление в рамках конкурса. Авторы самых интересных решений получают возможность поработать с ведущими молодыми учеными, вдохновиться успехами наставника и презентовав свою идею в финале в Москве, в перспективе продолжить развивать свой научный проект самостоятельно. 16 победителей получат возможность побывать на космодроме Восточный.

Партнерскую поддержку проекту оказали Росатом, Роскосмос, РЖД, Норникель, BIOCAD, Российский квантовый центр (РКЦ), Россельхозбанк, Сбер, Qrate, Росмолодёжь, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте России (Корсовет), просветительский проект «Атомариум», кружковое движение, фестиваль актуального научного кино «ФАНК», «Русские супергерои» BY, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ).