5 марта 2024 / 12:04

Запрос на волшебство, рост национальной самоидентификации и фильмы для всей семьи – среди главных трендов российской индустрии кино и сериалов

На Всемирном фестивале молодёжи в «Сириусе» эксперты рассказали, чего ожидают зрители от сериальных и кинокартин.

Запрос на волшебство, рост национальной самоидентификации и фильмы для всей семьи – среди главных трендов российской индустрии кино и сериалов

Российская индустрия кино и сериалов в 2024 году будет опираться на ряд доминирующих в обществе культурных трендов, среди которых учёт и анализ интересов молодёжи, экранизация популярных литературных произведений и особый запрос на «волшебство» и национальную самоидентификацию. Об этом на Всемирном фестивале молодёжи в «Сириусе» рассказали участники панельной дискуссии «Тренды многонациональной киноиндустрии. Что будет в топе 2024?», прошедшей в рамках «Медиапотока», организованного Минобрнауки России, ГК «Росатом» и АНО «Диалог». 

Говоря о запросах молодёжи, генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак представил результаты опроса социологического агентства «Вебер», в котором приняли участие несколько тысяч молодых людей в возрасте 18-34 лет со всей России.

«Мы узнали, что сегодня сериалы стали неотъемлемой частью жизни для почти половины молодых людей в России: так, 45 % из них любят сериалы и смотрят их раз в неделю и чаще, а 59 % в принципе смотрят отечественную сериальную продукцию. В то же время 95 % опрошенных признались, что предпочитают смотреть зарубежные сериалы, и это определенный вызов», — рассказал Владимир Табак. 

Отдельно социологическое агентство «Вебер» выделило ряд позитивных тенденций. По словам Владимира Табака, 51 % молодежи, которая является аудиторией отечественных сериалов, считает, что качество продукции за последние два года стало лучше. Чаще всего они отмечали прогресс в качестве съемки и визуале (69 %), работе над сюжетами и их развитии (62 %), а также в актерской игре (50 %).  Топ-3 жанра, которые, по мнению зрителей в возрасте 18-34 лет, получаются лучше всего в стране, возглавили военные картины (27 %), криминал (25 %) и комедии (25 %). 

На кратно выросшее качество актерской игры в российских сериалах и кино обратил внимание генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский: «Качество картинки достигается работой над технологическим процессом и бюджетами, а актерскую игру невозможно компенсировать деньгами. За последние несколько лет мы увидели новое поколение российских артистов, которые снимаются в новых нашумевших проектах и для которых это первая, вторая роль в карьере, и это очень здорово». Отдельно медиаменеджер выделил запрос у российской аудитории на «семейный просмотр» в кино и ориентир на такие сериалы и фильмы, которые поддерживают «рост национальной самоидентификации».

Результаты исследования также прокомментировала заместитель генерального продюсера, руководитель отдела детского и юношеского кино онлайн-кинотеатра Okko Светлана Сонина, которая отметила колоссальные темпы развития российского «сериалостроения»: «Это беспрецедентный рост, которого не было за все время нигде в мире. И в этом росте ключевую роль сыграли лицензированные платформы, которые стали вкладывать большее количество средств на рекламу и маркетинг, чем производители сериальных шоу для ТВ-каналов. При этом и сами отечественные сериалы сегодня стали большим искусством». 

Писатель и публицист Александр Цыпкин в свою очередь сделал акцент на том, что российское кинопроизводство на деньги куда меньшие, чем голливудские картины, «умудряется снимать продукцию такого же высокого качества».

«Зрителю все равно, какое кино ему смотреть – зарубежное или российское. Ему хочется за отданные им деньги развлечься, получить эмоцию. И мы видим, как сегодня российское кино успешно с этим справляется, иногда мы конкурируем с западными картинами на уровне блокбастеров – успех фильма «Серебряные коньки» тому пример».

Отдельным трендом в российской индустрии кино и сериалов, по словам Александра Цыпкина, сегодня является экранизация литературных произведений, когда кинематографисты «обращаются к книгам, у которых не такой большой тираж, но где заложены крутые идеи». Таланты для индустрии, по словам писателя, стоит искать в книгах «еще неизданных».

Говоря о том, кто определяет тренды в индустрии сегодня и будет их диктовать в дальнейшем, мнения экспертов разошлись. По словам Владимира Табака, трендсеттерами выступят продюсеры, а по мнению Александра Цыпкина – сами зрители. Светлана Сонина отметила роль запроса «на волшебство и наш культурный код» в формировании трендов, в Алексей Гореславский раскрыл секрет всех продюсеров: «Сам сформулируй будущий тренд, сними про это кино и потом объяви это трендом».


Всемирный фестиваль молодёжи – самое масштабное молодёжное событие в мире. Он объединяет неравнодушных людей со всей планеты. Фестиваль проходит с 1 по 7 марта 2024 года на федеральной территории «Сириус». «Медиапоток» — одна из самых современных площадок фестиваля. Она объединила опытных контент-мейкеров и начинающих креаторов для диалога о будущем медиаиндустрии. Ведущие продюсеры и сценаристы, блогеры и журналисты обсуждают вызовы и перспективы медиакоммуникаций. Программа лекций и практических занятий сформирована ключевыми игроками отечественной медиаиндустрии. Интеллектуальными партнерами выступают VK, АНО «Диалог», RT, агентство К2, АО «Газпром-Медиа Холдинг». Организаторы «Медиапотока»: Минобрнауки России, ГК «Росатом», Бюро UP.

7 ноября 2025 / 21:47

Алтайский край присоединился к всероссийскому фестивалю русской кухни

42 предприятия общепита и 85 школ в Алтайском крае присоединились к первому всероссийскому фестивалю русской кухни, который запустило Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Теперь в ресторанах края можно встретить логотип и попробовать специальное меню. С кулинарными тонкостями знакомились журналисты телеканала «Катунь 24».

В России стартовал масштабный фестиваль русской кухни. В разных регионах он проходит в особом формате. Например, у нас, в Алтайском крае, участники размещают в своих заведениях специальный логотип и предлагают гостям тематическое меню. Фестиваль стартовал 4 ноября и приурочили его ко Дню народного единства. В чём же секрет подлинной русской кухни? Шеф-повара уверены — в сохранении старинных рецептов и традиционных технологий приготовления.

Для некоторых ресторанов такая работа с традициями — это часть философии. Как, например, для «Люрасы» в Барнауле. Ресторан открылся в отреставрированном Доме Сухова. Когда четыре года назад в здании начались работы по восстановлению, здесь росли деревья, а стены были частично разрушены.

Даже восстановление зданий проводилось исторически проверенными способами. Фундамент был укреплён чугунными листами. Как говорит Юрий Сухоменко, соучредитель ресторана, технологию подсмотрели в доме управляющего сереброплавильным заводом Фролова.

В ресторане, который сам стал частью истории, и кухня соответствует духу традиций. Здесь готовят в настоящих дровяных печах.

В рамках фестиваля гостей ждут дегустации и мастер-классы. А следующий гастрономический смотр уже запланирован на апрель 2026 года — он будет приурочен к окончанию Великого поста и Пасхе.