16 января 2024 / 16:01

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» возглавила профессор АлтГУ Юлия Лысенко

Учёные Казахстана и России ведут совместную научно-исследовательскую работу в области тюркологии и алтаистики. Координирует это направление НОЦ «Большой Алтай», организованный при поддержке Министерства науки и образования РФ в Алтайском государственном университете.

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» возглавила профессор АлтГУ Юлия Лысенко

Новый, 2024 год центр начинает под руководством нового директора — заведующего кафедрой востоковедения Института истории и международных отношений Алтайского госуниверситета, доктора исторических наук, профессора Юлии Лысенко. Она дала интервью сайту KZ24.NEWS.

В октябре прошлого года состоялся III Международный алтаистический форум, который собрал почти 300 исследователей, так или иначе связанных с изучением тюркской цивилизации. По словам Лысенко, у НОЦ много планов и идей и на 2024 год. Так, учёные продолжат разработку Концепции историко-культурного единства славянских и тюркских народов.

«Задача Концепции — обобщить общее в истории, фольклоре, языках, мировоззрении и культуре славянских и тюркских народов. Идея общности судеб наших народов должна выступить интеграционной основой для сохранения общих историко-культурных и традиционных, ментальных ценностей, их популяризации и продвижения среди молодого поколения, а главное — объединить усилия наших стран для углубления гуманитарного научно-образовательного сотрудничества», — говорит Юлия Лысенко.

По словам профессора, ещё одним перспективным направлением работы НОЦ является подготовка многотомного издания «Летописи тюркской цивилизации». Первый том был представлен в 2023 году, его авторами стали 36 учёных России, стран Центральной Азии, Кавказа.

Кроме того, «Большой Алтай» продолжает активно сотрудничать с казахстанскими вузами.

«У центра «Большой Алтай» сформировались достаточно прочные и продуктивные контакты со многими из них, основанные на сотрудничестве в области тюркологии. Наиболее активно с нами взаимодействует Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева. Его преподаватели и учёные принимают участие в археологических экспедициях центра, изучении истории тюркской цивилизации, ее материального и духовного наследия.

Совместно с ЕНУ мы уже не один год реализуем совместные сетевые программы, в том числе двухдипломные, в области тюркологии. Кроме этого, надёжными партнёрами центра выступают Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова и ещё ряд других университетов», — рассказывает директор НОЦ.

18 декабря 2025 / 20:23

Алтайских школьников научили отличать натуральные продукты от еды с химикатами

Алтайским школьникам рассказали о технологиях производства органической продукции и о том, как правильно выбрать в магазине куриные яйца и макароны для здорового питания. Наша съёмочная группа побывала в Алтайском государственном аграрном университете. В рамках конкурса среди школьников от Фонда «Органика» там провели выездное занятие для учащихся барнаульской школы № 53.

Конкурс среди школьников от Фонда «Органика» дал алтайским школьникам возможность на реальных примерах увидеть производство органической продукции, без ГМО и применения опасных химических удобрений. Дети ознакомились и с исследованиями учёных на тему биотехнологий. Специалисты Алтайского аграрного университета провели для учащихся школы №53 практическое занятие.

«Дети сегодня посмотрели, как провести экспертизу пищевых яиц и как научиться отличать макароны высокого качества от макарон низкого качества. С использованием профессиональных приборов, которые используются в научных исследованиях или, например, на пищевых производствах», — рассказала руководитель Центра компетенций развития органической и «зелёной» продукции Роскачества в Алтайском крае на базе Алтайского государственного аграрного университета, доцент Ольга Черепанова.

Одним из заданий стало создание Азбуки органики. Дети занимались оформлением её страниц. Учащиеся дали определения терминов органики на буквы русского алфавита и сопроводили их рисунками.

«Органическая Азбука — это все знания, которые ребята приобрели в течение нашей работы, облачают в рисунок, поясняют, что означает тот или иной термин. И вот сегодня мы подходим уже к концу этого конкурса, и ребята готовят уже окончательные результаты, чтобы отправить работы», — пояснила учитель биологии и географии школы №53 города Барнаула Ольга Камалова.

Школьники отмечают большую практическую пользу проведённых занятий в рамках конкурса. Это не только теория, но и конкретные принципы выбора более качественных продуктов для оздоровления питания всей семьи.

«Я участвую в этом конкурсе, потому что хочу узнать больше об органической продукции. И я хочу выбирать более натуральные продукты. Смогу отличить натуральный продукт от ненатурального. Лучше покупать натуральный продукт — там меньше содержится химикатов, и он более здоровый», — поделился учащийся школы №53 Семён Ерофеев.

До 26 декабря 2025 года учитель направит фото или сканы конкурсных заданий в Фонд «Органика». В январе работы оценят эксперты. В феврале-марте состоится заседание региональной конкурсной комиссии. Будут отобраны два победителя и четыре лауреата в категории 5–7 классов, а также два победителя и четыре лауреата в категории 8–9 классов.

«5–7 классы выполняют у нас задания, связанные с определением на букву русского алфавита понятий, связанных с органикой. То есть фактически давая определение тем или иным понятиям, они в будущем сформируют Азбуку органики. Старшие ребята — 8–9 классы — пишут эссе по установленной форме, также на вопросы, связанные с органическим производством, органической продукцией, и эти эссе станут основой альманаха органики. Это их конкурсные работы, которые будут оценивать эксперты», — сообщил директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.

Алтайский край — традиционно аграрный регион, и тема органического земледелия для него играет важную роль. Многие производители сделали эту философию неотъемлемой частью своего бренда. Цель: оздоровление нации и продвижение на рынке товаров, полезных для здоровья. Теперь благодаря образовательной программе и конкурсу среди школьников от Фонда «Органика» об этом знают ещё больше людей, а школьники нередко проводят ликбез для родителей. Это формирует новые полезные привычки в семьях, а наше общество постепенно приходит к более осознанному потреблению продуктов питания.