17 мая 2023, 22:01

«Я не знал, что это преступление»: осуждённый за пропаганду терроризма иностранец отбывает наказание в алтайской колонии

«Катунь 24» пообщалась с одним из осужденных, находящихся в бийской колонии по статье 205.2 – пропаганда терроризма.

Самое ценное, что осталось – письма от мамы. Их хранит 23-летний Тулашев Муродилло Баходир угли, среди своих нехитрых пожитков. А именно, зубной пасты, щетки, шампуня и мыла.

На родине, в Узбекистане, у него и дом, и машина. А в колонии, признается, даже этого минимального набора вполне для жизни хватает. Тем более, за 1,5 года отсидки Мурад уже успел здесь освоиться: играет в теннис и шахматы, молится и читает русскую классику. Миролюбивый с виду, однако в колонию попал по серьезной – 205-ой статье – террористический акт. Задержали его в Казани два года назад. И это, рассказывает, для него самого стало неприятным сюрпризом – даже не понял за что.

А начиналось все так. Мурад по образованию – бухгалтер. На родине работу по профессии не нашел, решил попытать счастья в России. Приехал в Омск. Но и тут – не ждали. Пришлось устроиться поваром в кафе на местном рынке. Там, вместе с коллегами, обсуждали деятельность запрещенной на территории России международной террористической организации «Движение Талибан». Мурад распространял их идеи. Рьяно призывал друзей поддерживать их и даже подражать. Один из товарищей записал его на диктофон. Задержали Мурада буквально через неделю в Казани, вместе с другими последователями движения. Во время ареста они рассказали, что собирались ехать в Сирию, чтобы «помочь угнетенным».

На суде Мурад свою вину не признал. Говорит: просто обсуждали происходящее в Афганистане. Но никогда не поддерживали запрещенную идеологию. Однако следователи доказали обратное, когда провели судебно-психологическую экспертизу. Вот, что удалось выявить.

«Психологические признаки оправдания террористический действий, в том числе насильственных и разрушительных, идеологию терроризма, признание ее правильной, нуждающейся в поддержке и подражании. А также психологические признаки оправдания идеологии насилия и практики враждебных действий насильственного характера, создающих опасность гибели человека либо наступления иных тяжких последствий деятельности», — сообщили УФСБ России по Омской области.

Мурад также уверял: не знал, что в России организация «Движение Талибан» признана экстремисткой. Однако избежать ответственности это ему не помогло. Приговор – 2 года 6 месяцев колонии-поселения. Кстати, наказание ему еще смягчили. Учли возраст, и что никогда не привлекался к уголовной ответственности. Вообще максимальная санкция по части первой статьи 205.2 – 5 лет лишения свободы.

«Раньше я не знал, что такие разговоры нельзя здесь в Российской Федерации вести. А теперь я понял», — рассказал осужденный Муродилло Баходир угли Тулашев.

Кстати, в нашем регионе также распространяли и продвигали экстремистские идеи. К примеру, это — Зокиржон Исманов. Несколько лет назад его признали виновным в причастности к террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Отбывать наказание отправили в барнаульское ЛИУ №1. Однако и там он распространял свою идеологию среди осужденных. Организовывал собрания. Исманова вновь осудили, признали виновным в склонении к терроризму. Добавили срок, в совокупности получилось 15 лет.

Также был задержан в аэропорту гражданин Таджикистана, проживавший в Барнауле. После того как молодого человека завербовали, он пытался добраться до Ближнего Востока и вступить в ряды запрещенной организации «ИГИЛ». Суд признал его виновным и приговорил к 12 годам лишения свободы.

А Мураду осталось чуть больше года.

«Я жду, когда закончится срок. Я хочу на свободу, волю. К своей семье, друзьям. Я точно знаю, что мама и папа за меня очень переживают. Я сожалею о том, что сделал», — поделился осужденный.

В колонии он интересуется правом, и рассказывает другим о своей статье – рисует плакаты на тему профилактики терроризма. Чтобы и самому запомнить, и другим на личном примере показать, что экстремизм – это не шутка, а пропаганда экстремистских идей может обернуться реальным сроком.