22 октября 2021 / 15:34

Учёные АлтГУ создали уникальный виртуальный гербарий Алтая

В коллекции, собранной Алтайским государственным университетом, насчитывается около 450 тысяч растений.

Американский научный журнал Biodiversity Data Journal, опубликовал работу учёных Алтайского государственного университета под названием «Виртуальный гербарий ALTB: коллекция сосудистых растений Алтайской горной страны». Об этом сообщают в пресс-службе вуза.

В статье рассказывается о самой большой коллекции растений из Алтайской горной страны, объединившей Россию, Казахстан, Монголию и Китай. В коллекции, которая хранится в гербарии Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ, насчитывается более 450 тысяч экземпляров – это седьмая по величине в России и четвёртая среди гербариев российских вузов.

«Основная цель данной статьи – привлечь внимание научного сообщества к ботаническим исследованиям трансграничной территории Алтайской горной страны и к будущему развитию цифровых коллекций растений в партнерстве с Глобальным информационным фондом по биоразнообразию», – отмечает старший научный сотрудник ЮСБС АлтГУ Алексей Ваганов.

По словам специалиста, виртуальный гербарий ALTB является крупнейшей цифровой коллекцией растений с трансграничной территории Алтайской горной страны и основным источником первичного материала для проекта «Флора Алтая».

«Мировое научное сообщество в области биологического разнообразия мира призывает говорить на едином языке науки, учитывая определенные универсальные спецификации и стандартизуя разнообразные индивидуальные методики, которые практикуют многие мировые научные коллективы. Это поможет объединению исследовательских данных, проводимых разными научными группами, в единое, понятное всем и эффективное для работы облако больших данных. Все это подразумевает Data Paper – особый вид публикации в рецензируемых научных журналах, описывающий набор данных. К этому виду относится и наша статья, что и является ее преимуществом. Об этом говорит то, что с момента ее публикации датасет статьи был процитирован уже 75 раз», – рассказывает Алексей Ваганов.

Стандартизированные данные, представленные в виртуальном гербарии, интересны не только биологам, но и математикам, географам, физикам. Благодаря единой спецификации данные гербария понятны всем.

Лента новостей
18 декабря 2025 / 20:23

Алтайских школьников научили отличать натуральные продукты от еды с химикатами

Алтайским школьникам рассказали о технологиях производства органической продукции и о том, как правильно выбрать в магазине куриные яйца и макароны для здорового питания. Наша съёмочная группа побывала в Алтайском государственном аграрном университете. В рамках конкурса среди школьников от Фонда «Органика» там провели выездное занятие для учащихся барнаульской школы № 53.

Конкурс среди школьников от Фонда «Органика» дал алтайским школьникам возможность на реальных примерах увидеть производство органической продукции, без ГМО и применения опасных химических удобрений. Дети ознакомились и с исследованиями учёных на тему биотехнологий. Специалисты Алтайского аграрного университета провели для учащихся школы №53 практическое занятие.

«Дети сегодня посмотрели, как провести экспертизу пищевых яиц и как научиться отличать макароны высокого качества от макарон низкого качества. С использованием профессиональных приборов, которые используются в научных исследованиях или, например, на пищевых производствах», — рассказала руководитель Центра компетенций развития органической и «зелёной» продукции Роскачества в Алтайском крае на базе Алтайского государственного аграрного университета, доцент Ольга Черепанова.

Одним из заданий стало создание Азбуки органики. Дети занимались оформлением её страниц. Учащиеся дали определения терминов органики на буквы русского алфавита и сопроводили их рисунками.

«Органическая Азбука — это все знания, которые ребята приобрели в течение нашей работы, облачают в рисунок, поясняют, что означает тот или иной термин. И вот сегодня мы подходим уже к концу этого конкурса, и ребята готовят уже окончательные результаты, чтобы отправить работы», — пояснила учитель биологии и географии школы №53 города Барнаула Ольга Камалова.

Школьники отмечают большую практическую пользу проведённых занятий в рамках конкурса. Это не только теория, но и конкретные принципы выбора более качественных продуктов для оздоровления питания всей семьи.

«Я участвую в этом конкурсе, потому что хочу узнать больше об органической продукции. И я хочу выбирать более натуральные продукты. Смогу отличить натуральный продукт от ненатурального. Лучше покупать натуральный продукт — там меньше содержится химикатов, и он более здоровый», — поделился учащийся школы №53 Семён Ерофеев.

До 26 декабря 2025 года учитель направит фото или сканы конкурсных заданий в Фонд «Органика». В январе работы оценят эксперты. В феврале-марте состоится заседание региональной конкурсной комиссии. Будут отобраны два победителя и четыре лауреата в категории 5–7 классов, а также два победителя и четыре лауреата в категории 8–9 классов.

«5–7 классы выполняют у нас задания, связанные с определением на букву русского алфавита понятий, связанных с органикой. То есть фактически давая определение тем или иным понятиям, они в будущем сформируют Азбуку органики. Старшие ребята — 8–9 классы — пишут эссе по установленной форме, также на вопросы, связанные с органическим производством, органической продукцией, и эти эссе станут основой альманаха органики. Это их конкурсные работы, которые будут оценивать эксперты», — сообщил директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.

Алтайский край — традиционно аграрный регион, и тема органического земледелия для него играет важную роль. Многие производители сделали эту философию неотъемлемой частью своего бренда. Цель: оздоровление нации и продвижение на рынке товаров, полезных для здоровья. Теперь благодаря образовательной программе и конкурсу среди школьников от Фонда «Органика» об этом знают ещё больше людей, а школьники нередко проводят ликбез для родителей. Это формирует новые полезные привычки в семьях, а наше общество постепенно приходит к более осознанному потреблению продуктов питания.