Учёные раскрыли секрет загадочных ледовых колец на Байкале
Впервые российские исследователи заметили огромные кольца на весеннем льду озера Байкал в начале 2000-х годов на спутниковых снимках. Вокруг непонятного явления быстро начали появляться разного рода мистификации и теории заговора.
В конце концов десятилетия спутниковых наблюдений и полевых исследований пролили свет на процесс формирования этих колец.
Как рассказал гидролог из Университета Тулузы Алексей Кураев, результаты исследований показали, что кольца образуются в присутствии теплых водоворотов, которые циркулируют по часовой стрелке под ледяным покровом. В центре водоворота, несмотря на теплую воду, лед не тает, потому что течения слабые. Но на границе потоки сильнее, и теплая вода приводит к быстрому таянию.
Учёные во время полевых работ установили датчики, пробурив отверстия вблизи ледовых колец, и замерили температуру и соленость водяного столба на глубине 200 метров. Вода в водоворотах была на 1-2°C теплее окружающей. Также было обнаружено, что водовороты имеют линзообразную форму, что часто встречается в океане, но не в озёрах.
Скорее всего, водовороты образуются осенью из-за постоянных ветров и притока воды из определенных рек. Форма береговой линии и дна озера также влияет на место их образования и движение.
Ледовые кольца могут представлять серьёзную опасность для автомобилей, которые зимой часто ездят по замёрзшему Байкалу. Однажды микроавтобус провалился под лёд на краю кольца и утонул. Водитель и пассажиры, к счастью, смогли вовремя выбраться из транспортного средства. Распознать их с земли невозможно ввиду больших размеров – диаметр кольца составляет от 5 до 7 километров.
По материалам Gismeteo
Модернизированный троллейбус выйдет на линию в Барнауле

На маршрут после капремонта выйдет троллейбус модели «Авангард» 2014 года выпуска. Проект стал первым примером внедрения нового подхода к восстановлению троллейбусов.
В рамках ремонта специалисты установили систему автономного хода, благодаря которой троллейбус сможет передвигаться без подключения к контактной сети. Помимо этого, обновили внутреннюю и внешнюю обшивку кузова, заменили покрытие пола, установили новые сидения и многое другое.
Стоимость работ составила 9 миллионов рублей. Сейчас троллейбус № 4142 проходит пробную обкатку перед первым выпуском на линию с пассажирами, рассказали в администрации города.
















