17 декабря 2019, 18:30

В России начали отслеживать оборот алкоголя через социальные сети и поисковики

В России появился Центр мониторинга оборота алкоголя в интернете, который будет выявлять незаконную рекламу алкоголя в поисковых системах, агрессивные сайты-однодневки, а также коммуникации в социальных сетях для продажи крепких напитков, рассказал РИА Новости депутат Госдумы Виктор Зубарев, ставший инициатором создания этой общественной организации.

Источник фото: 
pixabay.com

Летом Зубарев направил главе Роскомнадзора и руководству «Яндекса» и «ВКонтакте» предложения создать единый центр мониторинга оборота алкоголя в интернете и усилить контроль за ресурсами, нелегально продающими алкоголь в ночное время, пишет РИА Новости.

«Мы понимаем, что интернет-торговля будет расти, поэтому, чтобы эффективно справляться с незаконным распространением алкоголя в Сети, должны быть выработаны новые инструменты. В целях усиления контроля за оборотом алкогольной продукции в интернете и было предложено создать единый Центр мониторинга», — пояснил РИА Новости Зубарев.

По его словам, такая организация способна ответить на самые современные информационные угрозы, потому что сможет «выявлять болевые точки в реальном времени».

«Например, исследование, проведенное летом этого года, показало, что в крупных агломерациях бутлегеры охватывают все каналы коммуникаций. Это и сайты, где раз в сутки меняется одна буква в адресе. И социальные сети. И масса рекламы, которая «выскакивает» после одиннадцати вечера», – рассказал Зубарев.

Как пояснил агентству руководитель Центра мониторинга Сергей Брода, нарушений, связанных с распространением алкоголя в Рунете, достаточно, и специалисты Центра занимаются систематизацией такой информации в Сети.

«Методом абсолютно открытых мониторингов по субъектам Российской Федерации мы выявляем нелегальные интернет-каналы, связанные с рекламизацией, продажей, доставкой на руки спиртосодержащей продукции из несертифицированных алкомаркетов», — сказал глава Центра.

По его словам, в поле деятельности Центра – незаконная реклама алкоголя в поисковых системах, агрессивные сайты-однодневки и сайты-клоны алкомаркетов, сайты-мошенники, выдающие себя за легальные и лицензированные точки продаж спиртного, а также коммуникации в социальных сетях, где крепкие напитки продаются через определенные страницы, группы и сообщества.

«На данный момент наши специалисты разрабатывают модуль экспресс-мониторинга по выявлению сайтов-мошенников, выдающих себя за легитимные алкомаркеты. Перспективы такого расследования могут быть значимы не только для потребителей и брендов, у которых копируются сайты, но и для целевых ведомств, для МВД России», – считает Брода.

Вместе с тем председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного общества СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич обратил внимание на важность введения досудебной блокировки сайтов с подобным контентом.

«В интернете активно продают наркотики, алкоголь, распространяют экстремистский контент. Но при этом владельцы площадок никакой ответственности не несут. Опыт европейских законодателей показывает, что центр тяжести и ответственности должен быть смещен в сторону владельца площадки. Он должен быть оштрафован, если не удалил запрещенный контент», — считает Малькевич.