26 июля 2014, 18:04

25 июля исполнилось 85 лет со дня рождения Василия Шукшина

Василий Шукшин известен прежде всего как писатель, актёр и режиссёр. Но мало кто знает, что он был ещё и боксёром.

— Действительно. Василий Макарович любил бокс, — рассказывает Дмитрий Марьин, докторант кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ. — И однажды, когда у них в гостях был чемпион СССР по боксу Эдуард Борисов, Шукшин, так сказать, начал Борисова подзуживать на боксёрский поединок. Который состоялся в коридоре квартиры Григорьевых. Шукшину маленько досталось.

Боксёр не только в жизни, но и в кино. В 1956 году студент ВГИКа Василий Шукшин снимается в экранизации рассказа Хеммингуэя «Убийцы». Его герой — шведский боксёр Оле Андерсон — перчатки не надевает. Все четыре минуты экранного времени он лежит на кровати.

На экране Шукшин снова появился в роли боксёра через пять лет — в фильме «Мишка, Серёга и я». Но на этот раз его герой надел перчатки и вышел на ринг. Не обошлось без кулаков и в фильме «Печки-лавочки». Этот фильм Шукшин любил и считал своей лучшей картиной. В шукшинской пьесе «Энергичные люди» один из героев говорит: «Слушай, я умею останавливать истерики: я перворазрядник по боксу. Я хоть давно не в форме, но всё равно».

— Таких героев, которым он симпатизировал, он как раз наделял их любовью к боксу, — продолжает Дмитрий Марьин. — В частности, в незаконченной повести «А поутру они проснулись» — там очкарик есть, Кандидат его зовут, он как раз тоже владеет боксом.

Над повестью «А поутру они проснулись» Шукшин работал во время съёмок фильма «Они сражались за Родину». Эта картина стала для него последней.

— По воспоминаниям Юрия Никулина, незадолго перед смертью в кают-компании теплохода «Дунай», — рассказывает Дмитрий Марьин. — Они смотрели международный матч по боксу.

«Жизнь свою рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два их них надо выиграть. А я один уже проиграл». Шукшин писал эти слова и не знал, что третьего раунда в его жизни не будет.