24 января 2015, 12:41

Должно ли искусство говорить о темных сторонах общества?

Две недели осталось до премьеры самой обсуждаемой картины начала года — «Левиафана» Андрея Звягинцева. В Алтайском крае прокат фильма начнется 5 февраля. Получившая признание кинокритиков и номинированная на «Оскар» картина стала настоящей «культурной бомбой», расколовшей интернет-сообщество на два лагеря. В нескольких регионах страны картину даже хотели запретить, а некоторые депутаты предложили режиссеру публично извиниться за фильм. Составить о картине свое мнение можно будет 5 февраля. Это один из немногих примеров, когда артхаусное кино выходит в широкий прокат.

А нужно ли это? Должно ли искусство говорить о темных сторонах общества? Об этом Мария Корчевая спросила у любителей интеллектуального кино и эпатажных авторов Алтайского края.

Дети из барнаульских школ-интернатов смотрят приключенческий фильм «Тайна темной комнаты». Эту картину на широких экранах не показывают. Как и множество других лент, которые демонстрирует в кинотеатре «Премьера» алтайское отделение Союза кинематографистов. В его архиве — 3 с половиной тысячи фильмов. Чтобы пересмотреть их все без перерыва, потребуется целый год.

Глава «Алтайкиноцентра» Владимир Кузнецов выбирает для сеансов некассовые фильмы. Кино не для развлечения, а для размышлений. Феллини, Бергман, Антониони, Куросава, Тарковский. Фильмы этих режиссеров каждый день показывают детям и взрослым в барнаульской «Премьере». Благодаря «Алтайкиноцентру» кинокартины смотрят и жители в ста селах края. И пусть с первого раза интеллектуальное кино поймут не все, Владимир Кузнецов уверен, у людей появится желание посмотреть картину еще раз.

- У нас иногда зритель начинает возмущаться, мы начинаем показывать какие-нибудь фильмы, ту же «Дочь» — почему там финал такой режиссер сделал, не хэппиенд, у нас же привыкли все — хэппиенд всегда, как в американском кино, поцелуй в диафрагму. Так вы думайте, для чего режиссер сделал такое кино, чтобы вы включали мозги, — сказал Владимир Кузнецов, директор «Алтайкиноцентра».

Людей, которые любят такие фильмы, уже 12 лет подряд собирает вместе преподаватель Алтайского госуниверситета Вячеслав Корнев. В своем вузе организовал клуб авторского кино, где его не только смотрят, но и обсуждают режиссерские ходы. Самых преданных приглашает на киноквартирники. Сегодня в домашнем прокате — лента, которая еще не вышла в кинотеатрах, но уже наделала шуму — «Левиафан» Андрея Звягинцева.

- В любом случае нужно показывать. Не надо судить «Левиафана» как подрывной продукт или как какую-то шпионскую акцию в кино. Искусство должно быть судимо по законам искусства, я не хотел бы вписываться в хор голословных критиков, — отметил Вячеслав Корнев, руководитель Клуба любителей интеллектуального кино.

Питерский режиссер Юрий Ядровский два года прослужил в армии именно в тех местах, где снимали фильм Левиафан. Говорит, в описании жизни и быта поселка в Мурманской области Андрей Звягинцев не преувеличил. Показал мир — как он есть. Со своим зрителем Ядровский тоже говорит о больном. Любое искусство — это искусство для всех, так он считает. Чем больше людей услышат его сигнал, тем лучше. А что вызовут спектакли — восхищение или неприятие — режиссеру не так важно. Поэтому Ядровский спокойно воспринял, что его постановки «Бег» и «Декамерон» в Молодежном театре Алтая восприняли неоднозначно.

- Человек растет тогда, когда происходит внутреннее движение, когда душа начинает расти, а она начинает расти тогда, когда сотрясение ее происходит. Может быть и отторжение, но только искреннее, это тоже работа души пошла, — рассказал Юрий Ядровский, режиссер.

Никого не оставила равнодушным и книга барнаульского писателя Владимира Токмакова, которая вышла в 2000 году тысячным тиражом. Ее появление вызвало лавину критики в адрес экспериментатора. Книга под названием «Детдом для престарелых убийц» — о человеке в период распада государственного строя и крахе идеологии, о его поиске новых ориентиров жизни. Яркое описание сексуальных сцен и обилие нецензурных слов многие читатели восприняли в штыки. Токмаков говорит, это не только чтобы эпатировать. Ему, как писателю, хотелось освободить свой слог от цензурных оков советской литературной традиции, а заодно и раскрепостить мысли читателей. И, похоже, удалось. Книгу барнаульца переиздали в Москве и Петербурге.

- Я написал книгу, которой хотел разбудить, это как камень, брошенный в озеро, чтобы пошли волны. Вы живете в мире, где, кроме автомобиля, о котором вы мечтаете, квартиры, поездок за границу, есть вечные ценности, есть герои, которые ищут, не хотят жить вот так банально, — сказал Владимир Токмаков, писатель.

Деятели кино, театра и литературы очень часто выпускают в свет не сладкие конфеты, а горькие микстуры. А что из этого выбрать, решать только зрителю и читателю.