24 сентября 2014, 17:35

Солистка театра музыкальной комедии Виктория Гальцева запрещает своим детям играть в компьютерные игры

40% родителей, обратившихся к психологам краевого центра диагностики и консультирования, волнует проблема компьютерной зависимости детей. В чем причина повального увлечения гаджетами и что с этим делать? Об этом — в специальном репортаже Ольги Вастьяновой.

Ребенку 8 месяцев. Он еще не умеет говорить, но уже прильнул к экрану. Этот ролик собрал в интернете десятки просмотров. Многие современные дети с пеленок окружены техникой и к школе уже свободно обращаются со всей линейкой электронных устройств. Мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. Что это? Вредная привычка? Нет, отмечают социологи, просто мир изменился.

— Сегодня включение детей в общество, в информационное пространство качественно иное, чем было десять и уж тем более двадцать лет назад, — считает Наталья Матвеева, доктор социологических наук, профессор, проректор по научной работе Алтайской государственной педагогической академии, — Причина — информационные технологии. Порой дети осваивают их гораздо быстрее, чем взрослые.

В XXI веке ребенок познает мир не так, как родители, бабушки и дедушки. Молодое поколение мыслит нелинейно.

— В терминах социальной философии и социологии, это клиповое мышление, клиповое сознание, — продолжает Матвеева, — Наверняка вам знакома ситуация, когда на компьютере открыто несколько окон. Одновременно вы пишите кому-то письмо, просматриваете текст и слушаете коллегу.

Ученые МГУ провели исследование цифровой грамотности подростков и их родителей. Выяснилось — в России 89% школьников выходят в интернет каждый день. Что несут технологии детям: пользу или вред? Есть два мнения. С одной стороны, электронные устройства дают широкие возможности для образования. С другой, под влиянием гаджетов ребенок может легко потерять связь с реальностью.

— Замечается неспособность детей к взаимодействию, эмоциональному сочувствию, эмпатии. Отмечается снижение памяти, внимания, повышенная агрессивность. Ребенок не может понять, что другой человек от него хочет, и реагирует сразу защитой, — рассказывает Ольга Ховалкина, психолог Алтайского краевого центра диагностики и консультирования.

Как найти баланс? Решить эту проблему каждая семья пытается по-своему. Некоторые родители устанавливает четкие правила. К примеру, так поступает многодетная мама, и, по совместительству, солистка театра музыкальной комедии Виктория Гальцева. Свободное время её дети проводят не в интернете, а в школах искусств и в спортивных секциях.

— Конечно, пользоваться интернетом мы их учим. Это необходимо, — говорит Гальцева, — А всё, что касается игр, у нас под запретом. Я не считаю, что игры бывают развивающими.

Еще один подход — не запрещать технику, а использовать её в интересах ребенка. В барнаульской гимназии №42 в младших классах дети собирают роботов, а в старших используют на уроках электронные учебники. Телефоны тоже разрешены. Только нужны они здесь не для общения или игр, а для учебы.

— Ребёнок может прийти на урок литературы, взяв с собой телефон и книжку в электронном виде, а не тащить хрестоматию на 500 страниц, — уверен Георгий Брынин, заместитель директора по информатизации барнаульской гимназии №42.

Такие эксперименты в гимназии идут несколько лет. Сегодня отношение детей к технике изменилось. Из предмета развлечений, компьютер стал просто инструментом. К 11 классу школьники хорошо понимают, в каких ситуациях и для чего нужны гаджеты.

— Мне нравится заниматься по таким учебникам, — говорит школьница Ольга Таныгина, — Мы успеваем пообщаться с учителем и поработать самостоятельно.

Эти навыки, уверены учителя, пригодятся во взрослой жизни. По прогнозам исследователей из европейской компании Fast Future Research, в ближайшем будущем 10 из 20 профессий будут связаны с информационными технологиями. Уже сегодня спрос на таких специалистов в два раза превышает предложение.

20:12 28 марта 2024 Алтай