09 марта 2020, 17:45

Не стать жертвой обмана: как правильно сдать телефон в ремонт

Нередко пользователи смартфонов обращаются в сервисные центры по платному ремонту своих гаджетов, в том числе телефонов. При этом зачастую нарушаются наши права: не согласовали стоимость ремонта, некачественно отремонтировали или повредили телефон и т.д. Какие же права мы имеем и как их защищать?

Источник фото: 
pixabay.com

Отношения между потребителем и исполнителем, выполняющим ремонт телефона по возмездному договору, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами бытового обслуживания населения в РФ, утвержденными постановлением правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 (далее – Правила).

Право на информацию

До заключения договора исполнитель обязан довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Исполнитель – индивидуальный предприниматель – обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.

Кроме того, согласно ст. ст. 8, 10 Закона и п. 3 Правил, исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), которая в обязательном порядке должна содержать в том числе:

  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы),
  • гарантийные сроки, если они установлены договором;
  • цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты.

Указанная информация доводится до сведения потребителей до заключения договора и обычно размещается в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения потребителями месте.

Заключение договора

Договор на выполнение работы по ремонту телефона оформляется в письменной форме, в которой в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • фамилия, имя и отчество потребителя, его контактные данные, наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • вид услуги (работы);
  • цена услуги (работы);
  • точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя (цена материала, в частности телефона, определяется соглашением сторон);
  • отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • даты приема и исполнения заказа;
  • гарантийные сроки (если они установлены договором);
  • другие необходимые данные; должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

При этом один экземпляр договора (квитанции) выдается исполнителем потребителю (п. 4 Правил). С момента принятия телефона в ремонт исполнитель несет ответственность за его сохранность (п. 12 Правил).

Цена и оплата работы

Цена работы в договоре (квитанции) определяется соглашением сторон. Работа заказчиком оплачивается после ее окончательной сдачи исполнителем. Только с согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.

Иной порядок оплаты установлен Правилами в отношении материалов исполнителя, которые оплачиваются потребителем при заключении договора полностью или частично, как указано в договоре, с окончательным расчетом при получении потребителем выполненной работы.

Исполнитель должен согласовать с клиентом стоимость ремонта телефона до его начала. Если же этого не сделали, а ремонт провели, потребитель вправе отказаться от его оплаты.

Также в случае, если исполнитель в процессе ремонта телефона без согласия клиента выполнил дополнительные работы, за которые нужно доплатить, то потребитель может отказаться от оплаты таких работ и оплатить только ту сумму, о которой с ним договаривались первоначально.

Приемка телефона из ремонта

Потребитель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).

При обнаружении недостатков в выполненной работе по ремонту телефона необходимо немедленно заявить об этом исполнителю. Выявленные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку работы по ремонту телефона.

Если недостатки невозможно было обнаружить при приемке телефона из ремонта обычным способом (скрытые недостатки), то при их выявлении необходимо известить об этом исполнителя в разумный срок, вручив письменную претензию.

Претензии к качеству ремонта

В претензии потребитель в соответствии со ст. 29 Закона вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);
  • повторного выполнения работы (услуги);
  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Потребитель может отказаться от исполнения договора и рассчитывать на полное возмещение убытков, если в срок, установленный договором, исполнитель не устранит недостатки оказанной услуги (выполненной работы), а также если владелец вещи обнаружит существенные недостатки услуги (работы) или иные существенные отступления от условий договора.

Согласно ст. 35 Закона в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества или по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем, в том числе денежные средства, уплаченные за услугу (работу).

Порядок вручения претензии

Один экземпляр вручается руководителю или другому ответственному лицу предприятия под роспись (с указанием фамилии и должности) с отметкой о дате вручения на втором экземпляре, который остаётся у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

В случае если исполнитель откажется в досудебном порядке удовлетворить требования потребителя, то он вправе для защиты своих прав обратиться в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд, исходя из выбора истца, по месту нахождения организации, по месту жительства ответчика (если таковым является индивидуальный предприниматель), по месту жительства или пребывания истца или по месту заключения/исполнения договора. В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах от уплаты госпошлины потребители в таком случае освобождаются.