Главному лагерю страны «Артек» сегодня исполняется 100 лет
80 лет назад, после начала Великой Отечественной войны, артековцы жили на Алтае, в Белокурихе. Это была самая длинная смена детского лагеря — она продлилась 1301 день. О людях и судьбах того далёкого времени — в нашем сюжете.
6 июля 1941 года «Артек» закрыли в Крыму и эвакуировали в Подмосковье, а затем лагерь переехал в Сталинград. Летом 1942 года фронт подошёл уже к Сталинграду, и 11 сентября более 200 артековцев прибыли в Белокуриху. Для этих детей смена оказалась самой длинной за всю историю лагеря — почти четыре года. Игорь Мохин — учитель истории барнаульской школы № 133. В начале 1980-х, более сорока лет назад, работал в «Артеке» вожатым. Здесь познакомился со своей будущей женой. И создал в школьном музее экспозицию, посвящённую «Артеку».
Во время войны артековцы, оказавшиеся в Белокурихе, работали в подсобном хозяйстве, старшие на лесозаготовках, конном дворе, девочки трудились на кухне и в столовой. На заработанные 116 тысяч рублей впоследствии подарили Красной армии танк Т-34.
Обо всём этом подробно рассказано в книге «Артек» на Алтае». Её автор, редактор детско-юношеской газеты «САМИ» Наталья Юмашева, вспоминает, что работа над книгой продолжалась почти 10 лет. За это время собраны уникальные материалы: десятки воспоминаний артековцев военных лет, редкие архивные снимки и документы. Многое сохранилось в единственном экземпляре.
«Там на самом деле есть совершенно уникальные, эксклюзивные вещи. Например, когда они ещё не успели выехать из «Артека», мальчишки-пионеры ночами несли вахту, дежурили, следили, чтобы никакой вражеский корабль не вошёл в бухту. то есть эта обязанность была возложена на маленьких в нашем понимании ещё пацанов, которые каждые два часа менялись, два часа они несли вот эту вахту. Хотя мы сегодня понимаем, что это не просто опасно, это военная задача», — говорит Наталья Юмашева.
В Белокурихе бережно хранят память об артековцах военной поры. Лариса Таксанова — победитель Всероссийского конкурса «Проводники смыслов. Экскурсоводы Победы». Она представила на конкурс маршрут «Артек в Белокурихе: время испытаний и надежд». Лариса Александровна не просто рассказывает факты, но оживляет историю, делая каждую экскурсию настоящим приключением.
На месте корпусов, где во время войны жили артековцы, в 1984 году установили памятный камень. Позднее в городском музее Белокурихи открыли специальную экспозицию, посвящённую тем важным для истории молодёжного движения страны дням. В этом году 300 детей из Алтайского края получат путевки в «Артек». А с 2015 года в «Артеке» из нашего региона отдохнули около 3 тысяч детей.
Социальная сеть «Одноклассники» выяснила, как миллениалы, зумеры и иксы встречают Новый год
Совместное исследование социальной сети «Одноклассники» и финтех-компании ЮMoney показало серьезный поколенческий разрыв в отношении к главному зимнему празднику. В то время как для людей старше 27 лет домашнее застолье остается ключевым форматом, 52 % представителей поколения зумеров (18–26 лет) предпочитают не отмечать Новый год в традиционном стиле.

Согласно результатам опроса, в котором приняли участие 1800 человек, молодежь все чаще отходит от семейных сценариев. Вместо ужина с родственниками зумеры выбирают вечеринки с друзьями (20 %) или вовсе игнорируют праздник. Для сравнения, среди миллениалов (27–42 года) от праздника отказываются лишь 10 %, а среди поколения Х (43–58 лет) — 17 %. Для старших возрастных групп Новый год остается ритуалом стабильности: 76 % миллениалов, 63 % иксов и 67 % бумеров планируют встретить бой курантов дома в кругу семьи.
Любопытно, что именно самые молодые респонденты, выросшие в цифровой среде, демонстрируют наиболее прагматичный подход к финансам. В то время как более 60 % россиян старше 27 лет признались, что не планируют праздничный бюджет и тратят деньги спонтанно, зумеры активно ищут выгоду. Каждый пятый молодой человек (20 %) закупается в периоды крупных распродаж, таких как «черная пятница», а еще 13 % используют кешбэк и бонусы для экономии.
Приоритеты в расходах также заметно различаются. Миллениалы основную часть бюджета направляют на подарки (53 %), тогда как поколение Х и бумеры не жалеют денег на стол — еда и напитки стали главной статьей расходов для 63 % и 66 % опрошенных соответственно. При этом гастрономические традиции остаются главным объединяющим фактором: от 60 % до 75 % респондентов всех возрастов назвали оливье и селедку под шубой обязательными атрибутами праздника. Интерес к классическим рецептам подтверждает и статистика соцсети: в топе контента перед праздниками находятся кулинарные мастер-классы и идеи для домашнего декора.
Трансформируются и новогодние ритуалы. Если загадывание желания под бой курантов популярно у всех поколений (более 50 %), то цифровые привычки свойственны в основном молодежи. Так, для 40 % зумеров важным элементом праздника стала публикация тематического поста в социальных сетях.
Аналитики также зафиксировали изменения в предпочтениях при выборе подарков. Несмотря на то что в декабре традиционно растет спрос на сувениры (+45 %) и косметику (+12 %), среди молодежи и людей среднего возраста наметился тренд на полезные презенты. Миллениалы и зумеры все чаще дарят книги (рост спроса на 28 %) и товары для хобби, ориентируясь на личностное развитие и новый опыт.



















