Учёные Алтайского края поделились впечатлениями от участия в Форуме будущих технологий
Флагманское событие в области технологического развития России проходит 20–21 февраля в Москве.

К дискуссии присоединились ведущие российские и зарубежные инноваторы и учёные, представители бизнес-сообщества и государственных органов. В качестве экспертов в разговоре участвуют двое представителей АлтГУ: старший преподаватель кафедры физической и неорганической химии Андрей Рябых, а также доцент кафедры органической химии Денис Минаков.
Главная тема – развитие индустрии новых материалов и химии, а также применение её достижений в различных сферах промышленности и экономики нашей страны.
«В фокусе дискуссий на площадке форума окажутся технологические и научные приоритеты индустрии, инвестиции в текущие проекты и расширение производств, подготовка кадров, совершенствование регулирования и другие важнейшие аспекты», – отметил первый зампредседателя правительства России, сопредседатель оргкомитета форума Денис Мантуров.
В целом дискуссионная программа разделена на четыре тематических блока. В рамках направления «Химия и высокочистые вещества» речь идёт о производстве и импортозамещении базовой химической продукции, разработке материалов нового поколения и их применении в микроэлектронике, каталитических системах.
Трек «Современные материалы и технологии» посвящён применению новых материалов в развитии природоподобных технологий, ядерной энергетике, транспортном машиностроении, биомедицине.
Разговор в рамках блока «Новые горизонты» касается, в частности, разработки высокоэффективных полимеров для восстановительной медицины, атомной, нефтегазовой, космической отраслей, наноматериалов для энергетики, умных материалов, способных изменять свои свойства в зависимости от условий, квантовых и метаматериалов с уникальными свойствами, не существующими в природе.
В блоке «Экосистема» затронут темы применения информационных технологий, создания инфраструктуры и подготовки научных и инженерных кадров для индустрии новых материалов.
«Впечатления от организации и самого форума самые положительные. Начиная от обеспечения безопасности: пропускной режим и предварительная сдача ПЦР-теста для доступа на площадки. Секций много, и они самые разнообразные. Я посетил секции по цифровизации исследований и применению искусственного интеллекта, изучил предлагаемые модели внедрения ИИ. На форуме собралось множество учёных из разных уголков нашей страны, а также иностранных гостей. Дискуссии как между участниками, так и со спикерами очень интересные и полезные», – поделился представитель Алтайского госуниверситета Андрей Рябых.
Форум будущих технологий проводится третий год подряд при поддержке правительства России. Каждый раз он посвящён разным темам: в 2023 году – квантовым технологиям, в 2024 году – будущему медицины.
«Для развития ключевых отраслей экономики важен эффективный диалог науки, бизнеса и государства. Форум будущих технологий уже три года подряд демонстрирует успешные результаты такого взаимодействия. Это прорывные технологии и проекты в разных сферах, которые призваны обеспечить технологическое лидерство России – национальной цели, поставленной президентом Владимиром Путиным. Форум даёт также возможность обсудить с представителями отрасли применение инструментов научно-технологического развития и меры поддержки учёных», – заявил зампредседателя правительства России, сопредседатель оргкомитета форума Дмитрий Чернышенко.
В этом году Форум будущих технологий проводится при поддержке Российской академии наук, Российского научного фонда и Российского квантового центра. Соорганизаторами выступают Газпромбанк, правительство Москвы, госкорпорация «Росатом». Генеральный партнёр – Сбер, стратегический партнёр – ПАО «Россети», стратегический научный партнёр – НИЦ «Курчатовский институт».
Алтайских школьников научили отличать натуральные продукты от еды с химикатами
Алтайским школьникам рассказали о технологиях производства органической продукции и о том, как правильно выбрать в магазине куриные яйца и макароны для здорового питания. Наша съёмочная группа побывала в Алтайском государственном аграрном университете. В рамках конкурса среди школьников от Фонда «Органика» там провели выездное занятие для учащихся барнаульской школы № 53.
Конкурс среди школьников от Фонда «Органика» дал алтайским школьникам возможность на реальных примерах увидеть производство органической продукции, без ГМО и применения опасных химических удобрений. Дети ознакомились и с исследованиями учёных на тему биотехнологий. Специалисты Алтайского аграрного университета провели для учащихся школы №53 практическое занятие.
«Дети сегодня посмотрели, как провести экспертизу пищевых яиц и как научиться отличать макароны высокого качества от макарон низкого качества. С использованием профессиональных приборов, которые используются в научных исследованиях или, например, на пищевых производствах», — рассказала руководитель Центра компетенций развития органической и «зелёной» продукции Роскачества в Алтайском крае на базе Алтайского государственного аграрного университета, доцент Ольга Черепанова.
Одним из заданий стало создание Азбуки органики. Дети занимались оформлением её страниц. Учащиеся дали определения терминов органики на буквы русского алфавита и сопроводили их рисунками.
«Органическая Азбука — это все знания, которые ребята приобрели в течение нашей работы, облачают в рисунок, поясняют, что означает тот или иной термин. И вот сегодня мы подходим уже к концу этого конкурса, и ребята готовят уже окончательные результаты, чтобы отправить работы», — пояснила учитель биологии и географии школы №53 города Барнаула Ольга Камалова.
Школьники отмечают большую практическую пользу проведённых занятий в рамках конкурса. Это не только теория, но и конкретные принципы выбора более качественных продуктов для оздоровления питания всей семьи.
«Я участвую в этом конкурсе, потому что хочу узнать больше об органической продукции. И я хочу выбирать более натуральные продукты. Смогу отличить натуральный продукт от ненатурального. Лучше покупать натуральный продукт — там меньше содержится химикатов, и он более здоровый», — поделился учащийся школы №53 Семён Ерофеев.
До 26 декабря 2025 года учитель направит фото или сканы конкурсных заданий в Фонд «Органика». В январе работы оценят эксперты. В феврале-марте состоится заседание региональной конкурсной комиссии. Будут отобраны два победителя и четыре лауреата в категории 5–7 классов, а также два победителя и четыре лауреата в категории 8–9 классов.
«5–7 классы выполняют у нас задания, связанные с определением на букву русского алфавита понятий, связанных с органикой. То есть фактически давая определение тем или иным понятиям, они в будущем сформируют Азбуку органики. Старшие ребята — 8–9 классы — пишут эссе по установленной форме, также на вопросы, связанные с органическим производством, органической продукцией, и эти эссе станут основой альманаха органики. Это их конкурсные работы, которые будут оценивать эксперты», — сообщил директор Фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.
Алтайский край — традиционно аграрный регион, и тема органического земледелия для него играет важную роль. Многие производители сделали эту философию неотъемлемой частью своего бренда. Цель: оздоровление нации и продвижение на рынке товаров, полезных для здоровья. Теперь благодаря образовательной программе и конкурсу среди школьников от Фонда «Органика» об этом знают ещё больше людей, а школьники нередко проводят ликбез для родителей. Это формирует новые полезные привычки в семьях, а наше общество постепенно приходит к более осознанному потреблению продуктов питания.
















