08 октября 2015, 18:49

Вице-губернатор Виталий Снесарь предполагает, что будет интересный избирательный процесс

Вице-губернатор Алтайского края Виталий Снесарь рассказал о создании регионального правительства, назначении глав администраций муниципалитетов и предстоящих выборах.

 — Виталий Владимирович, все законы, необходимые для создания правительства Алтайского края приняты. Когда заработает правительство?

 — Алгоритм следующий. Думаю, в течение октября губернатору будет предложено на выбор несколько вариантов формирования кабинета. Эти варианты сейчас разрабатывают соответствующие специалисты краевой администрации. Губернатор определится, сколько человек, не поименно, а по должностям, будет входить в правительство — министров и заместителей председателя. Заместителей губернатора в новой модели вообще не будет.

- В некоторых регионах, где есть правительства, есть вице-губернаторы.

 — Губернатор — это избранное населением высшее должностное лицо. Не совсем понятно, какие полномочия губернатор может делегировать заместителю, если есть правительство.

Мы изучаем имеющийся опыт. На самом деле, вариантов не так и много. Есть уже сложившиеся традиции, естьпройденный путь по объединению мелких и средних органов исполнительной власти в более крупные подразделения. Есть федеральная правительственная модель. Никакого «регионального эксклюзива» не будет.

Губернатор сделает выбор из предложенных вариантов, что-то скорректирует, мы оперативно доработаем. Думаю, максимум в ноябре будет издан соответствующий указ о структуре правительства. Из этого документа будет понятно, какими министерствами станут те или иные главные управления. Этим органам нужно будет поменять положения о своей деятельности, переименоваться, перерегистрироваться. Для этой работы будет расписан алгоритм: когда подавать документы в налоговую инспекцию, казначейство, сверять новые положения с органами прокуратуры и юстиции. Управлений, которые не станут министерствами, эти хлопоты не коснутся.

У вице-премьеров может поменяться блок ответственности по сравнению с тем, что сейчас есть у заместителей губернатора.

- Когда закончится эта процедура?

 — Дедлайн — 31 декабря 2016 года. Конечно, эту дату мы взяли с большим запасом. Например, будет решено, что правительство состоит из 12 министров. Все главные управления запустили юридические процедуры перерегистрации в министерства. Как только две трети управлений все процедуры пройдут, правительство будет считаться сформированным. Так записано в законе. Будет издан соответствующий акт: в соответствие с пунктом таким-то закона о правительстве считать правительство Алтайского края сформированным с такого-то числа. Это может быть 2 апреля или 14 июня, например. С этого момента правительство приступает к своей деятельности.

 — Бытует такое мнение, что смысл создавать региональное правительство есть только в том случае, если его возглавляет отдельный председатель, а если возглавляет губернатор, то это простое переименование прежних ведомств в министерства. Как изменится работа исполнительной власти края после создания правительства?

 — На днях во время планерки, которые регулярно проводит губернатор, он еще раз акцентировал на этом внимание. Правительственная модель — это форма солидарной ответственности за ситуацию крае в целом. Министра должны интересовать не его узковедомственные интересы, а то, как от деятельности его министерства зависит ситуация в крае, и чем оно может помочь. Например, министр финансов отвечает за то, что происходит в образовании, в экономике в части наших возможностей влиять на ситуацию.

Правительство — это солидарное принятие решений. Вопросы будут обсуждаться на заседаниях правительства, и все члены кабинета будут иметь возможность высказывать свое мнение. Такая возможность, конечно, есть и сейчас, но нет необходимой формы, инструмента. Сейчас мы прорабатываем регламент. Правительство будет собираться не реже раза в неделю.

- Сколько первых заместителей будет у председателя правительства?

 — Это определит губернатор. Мы изучали опыт регионов — количество членов правительства колеблется от 10 до 30. Если 30 или даже 20, то, наверное, есть смысл иметь двух первых заместителей, чтобы как-то структурировать работу. Если кабинет состоит из 12 — 15 человек, то, мне кажется, вполне достаточно одного первого зама.

- После отставки главы администрации Барнаула Игоря Савинцева выдвигались инициативы вернуть в крае всенародные выборы мэров. В разных регионах до сих пор существуют и всенародные выборы, и назначение по контракту. Как вы оцениваете две эти модели?

 — По моему мнению, право на жизнь имеют обе эти модели. То, что мы у себя в регионе пришли к одной модели, мне тоже кажется логичным: в рамках субъекта должен быть некий универсализм. Нет у нас какого-то слишком специфичного муниципального образования, хотя, может быть, кому-то этого бы и хотелось. Естественно, спроси любого — от Угловского района до Залесовского, и все скажут: мы очень необычные и от всех отличаемся. Везде есть своя самобытность, но в политическом процессе, мне кажется, нужна универсализация.

Мы не так давно пришли к модели назначения глав администраций по контракту, подвели под единый знаменатель. Процесс закончился в 2013 году, последним на эту модель перешел Бийский район. Не так много времени прошло, чтобы делать выводы. Может быть, есть над чем задумываться, но срочности в применении другой модели я сейчас не вижу.

На самом деле, главу администрации не назначают, его выбирает представительный орган муниципального образования. Если кому-то кажется, что это фикция, то я могу сказать, что в муниципальных предствительных органахидет реальная борьба. Собрания везде разные по своему составу, по отношению к решению местных вопросов. Где-то бьются не на жизнь, а на смерть, где-то все проходит более инерционно. Последний пример — выборы в Калманском районе. Глава администрации определился в третьем туре. Разве это не показатель наличия политической конкуренции? Может быть, с высоты краевого политического бомонда это кажется мелочью, но это не так. Калманка — это, фактически, пригородный район Барнаула.

- В будущем году жителям Алтайского края предстоит выбирать не только депутатов Государственной Думы, но и Законодательного собрания. В стране уже началась подготовка к выборам. Недавно на семинаре первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин объяснил единороссам, что выборы будут сложные, ориентироваться на выборы 2011 года не нужно. Планирует ли администрация края проводить подобные мероприятия с представителями «Единой России»?

 — Насколько я знаю, и администрация президента таких мероприятий не проводит. Их проводят органы партийного управления, и они приглашают высокопоставленных сотрудников администрации президента. Я сейчас не вижу необходимости проводить у нас подобные мероприятия. В региональной организации «Единой России», в том числе и в политсовете, очень много представителей администрации края, и у них есть время и площадки для общения.

- Как вы считаете, насколько обновится состав Законодательного собрания после выборов?

 — Сейчас прогнозировать сложно, но я думаю, можно говорить об одной трети. Кто-то уже не проживает в регионе, кто-то потерял интерес к политической деятельности, у кого-то появились другие ориентиры в жизни, в ком-то больше не заинтересовано партийное руководство (я не имею в виду никакуюконкретную партию). Нет ни одной фракции, сформированной совершенно ровно, одинаково подготовленными депутатами. Это коллективы со своими лидерами и аутсайдерами. Думаю, все партийные структуры уже сделали или сейчас делают выводы и будут определяться.

- Недавно Законодательное собрание Новосибирской области не избрало председателем выдвиженца «Единой России», а проголосовало за депутата, который сам выдвинул свою кандидатуру. При этом и фракция большинства раскололась. Возможно ли такое, на ваш взгляд, в нашем парламенте?

 — Теоретически возможно все. Все зависит от того, какой будет состав. По моим ощущениям, у нас будет тоже очень интересный избирательный процесс.

Я, к сожалению, не настолько погружен в те механизмы, которые работали внутри Законодательного собрания Новосибирской области, в то, что им двигало. Вполне возможно, что не оправдались некие надежды, в том числе и у партии, которая составляет большинство. Как мне кажется, то, что произошло в новосибирском парламенте, — это вполне понятное отражение существования вполне демократических механизмов и процедур.

Вообще это тема для серьезного политологического исследования: как формировалось Законодательное собрание, какой путь прошел каждый депутат, вертикальные и горизонтальные связи каждого, по каким интересам блокировались при принятии тех или иных решений.

- Почему вы считаете, что избирательный процесс у нас будет интересный?

 — Мы меняем нарезку одномандатных округов. Количество избирателей в Барнауле увеличилось, поэтому в краевом центре добавляется один округ. Но это не значит, что автоматически добавляются депутатские мандаты. Перенарезка округов пройдет без увеличения общего числа депутатов АКЗС. Избирательная комиссия этой работой занимается уже достаточно давно и не выдает результат, потому что ждет утверждения думских округов. Логика подсказывает, что избирательный округ в Законодательное собрание не должен быть разделен между разными думскими округами. Хотя, возможно, этого и не удастся избежать, но, по крайней мере, такие накладки нужно минимизировать.

Кому-то изменения, которые произойдут при новой нарезке округов, покажутся несущественными. Но другое дело депутаты, которые по этим округам избирались. Раньше, например, точкой приложения усилий депутата был Петропавловский район, а в округе окажется Быстроистокский. Для депутата это очень большие изменения. Думаю, новая нарезка повлияет ина персональный состав депутатского корпуса.

Кроме того, когда люди первый раз избираются депутатами, то бывает, что некоторые разочаровываются или понимают, что им не хватает для этой работы кругозора, амбиций, а балластом они быть не привыкли. Бывает и наоборот — избираются и уже не мыслят себя без этой работы.

- А не проще было увеличить количество округов на один и количество депутатов от партийных списков на одного и не трогать округа?

 — Я не думаю, что избиратели бы нас поняли. Увеличивать количество депутатов в тот период, когда по многим направлениям мы должны «ужиматься», мне кажется, нелогично.

 — Оппозиция считает, что новая нарезка думских округов на руку исключительно «Единой России», потому что административный ресурс поможет ее кандидатам избраться по любым округам. Какого мнения вы придерживаетесь?

 — Надо отдать должное коллегам из избирательных комиссий как регионального, так и центрального уровня – они свою работу не афишировали. Я про новую нарезку узнал за неделю до того, как она была презентована. Краевая избирательная комиссия предоставляла в ЦИК свои предложения, статданные. Сам принцип формирования округов, как я понимаю, был доведен не весной, когда работа начиналась, а позже.

При новой нарезке задача сложная для всех. Если парламентская оппозиция считает, что жизнь кандидатов от «Единой России» как-то облегчается, то мне было бы интересно послушать аргументацию. Какой такой административный ресурс может сработать именно при «лепестковой» нарезке, и не сработал бы при той, которая была? Если он есть, то он работает и там, и там, если его кто-то применяет.

Безусловно, задача для кандидата от любой партии усложняется в разы. Кандидату нужно обеспечить себе узнаваемость и там, и там — отработать, например, Центральный район Барнаула и поехать в сторону Белокурихи. В этом смысле округа универсальны.

Кандидаты в депутаты получат дополнительную головную боль, более загруженный график, более интенсивную избирательную кампанию. Но кто сказал, что избиратели от этого проиграют?

Источник интервью: ПолитСибРу
Фото: официальный сайт Алтайского края