16 января 2023, 21:39

Убийство в Новоалтайске с особой жестокостью. С чего началась криминальная карьера российского серийного маньяка

Убийцей оказался серийный маньяк «иволгинский потрошитель».

В 1991 году Кегашбек Орунбаев приехал в Новоалтайск, хотел снять комнату. По совету местных жителей, оказался в доме 76-летней Марии. Женщина выпивала, он присоединился к ней. На тот момент 29-летний Кегашбек предложил интим старушке. Мария отказала, чем и вызвала гнев. Орунбаев нанес ей удары кулаком в грудь и обухом топора по голове минимум 12 раз, а потом изнасиловал. Пока Мария умирала от черепно-мозговой травмы, Кегашбек пошел спать. А когда очнулся, увидел тело. Его, признается, сильно разозлило, что женщина умерла. 

«Я давай собираться. У меня сумка была, со стола упала керосиновая лампа, керосин разлился. У меня не было желания поджечь дом, но раз лампа упала – бросил спичку, прикурил и ушел оттуда», — рассказывает убийца.

Пожар потушили, тело нашли. Однако оперативно раскрыть преступление не удалось. Следов, да и свидетелей не осталось. Дело возобновили лишь в 2022, тогда алтайские следователи выяснили, что именно Орунбаев мог быть причастен к этому. Расследовать дело поручили следователю-важняку Ивану Зеленскому. Основная сложность в работе с делами прошлых лет, признается он, это старый материал, который наработан на первоначальном этапе расследования. Найти что-то новое спустя десятки лет практически невозможно. Но в случае Орунбаева это сделать удалось. Иван вышел на женщину-свидетеля, которая 30 лет назад давала показания по этому делу. И показал ей фоторобот, который составили на основе словесного описания. Она моментально опознала преступника. 

«Почему она его запомнила? Потому что она говорила, что в тот день ждала строителя, который делал ей ремонт в доме. И Орунбаев как раз был похож на этого человека. Она говорит, что даже сначала обозналась. Орунбаев заходил к ней в дом, спрашивал, как найти дом потерпевшей», — рассказывает старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Алтайскому краю капитан юстиции Иван Зеленский.

Кстати, на момент расследования этого дела Орунбаев уже отбывал пожизненное  наказание в оренбургской колонии «Черный дельфин». И вот за что. Через несколько месяцев после убийства новоалтайской старушки он уехал в Бурятию. И нажил себе славу серийного сексуального маньяка. Там Кегашбек известен как «иволгинский потрошитель». Одну девушку убил за то, что она отказалась от полового контакта. Ее задушил, удовлетворил свои сексуальные потребности с бездыханным телом,  расчленил, останки выбросил в воду. Другую подозревал в краже у него денег, ее задушил шнурком. Деньги, кстати, потом нашел в своем кармане. А вот еще один не менее ужасный случай. После очередного отказа Орунбаев до смерти забил женщину руками и ногами. Унес тело в недостроенный дом, надругался над ним, а затем распотрошил и отдал соседской собаке. 

«При общении с экспертами (судебными психиатрами), которые его исследовали, они отметили, что люди такого типа живут образами, этими картинками. У них это все постоянно находится в голове, и, рассказывая о своем совершенном преступлении, они как будто заново переживают те ощущения, которые испытывали. Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, Орунбаев был признан вменяемым, однако у него было выявлено расстройство сексуального предпочтения в форме садизма. Т.е. этим и можно объяснить его поведение в отношении своих жертв», — вспоминает Иван Зеленский.

За убийство новоалтайской старушки Орунбаев получил еще один пожизненный срок, который, по сути, в его жизни уже ничего не изменит. Кстати, как рассказывает Иван Зеленский, это не первое раскрытое дело в его практике, которое раньше считалось безнадежным. 

«В прошлом году мною расследовалось уголовное дело по факту убийства, сопряженного с разбойным нападением на женщину и ее малолетнего ребенка в селе Панкрушиха. Там было два обвиняемых. Данное уголовное дело было расследовано, направлено в суд. В настоящее время оно рассматривается по существу. Преступление было совершено в 2004 году, долгое время оставалось нераскрытым. И вот спустя длительный промежуток времени удалось его расследовать», — подчеркивает следователь.