Специальный репортаж: старая архитектура Барнаула
Около 600 зданий внесены в реестр памятников культуры в Алтайском крае. 250 из них – объекты деревянного зодчества. Около четверти построены в Барнауле. Как общественники, архитекторы и бизнесмены восстанавливают деревянные дома краевой столицы, рассказываем в специальном репортаже.
Деревянная архитектура, деревянное зодчество, особенно то, что делалось в начале 19-го века, это фишка сибирских городов, объясняет кандидат исторических наук, краевед Данил Дегтярёв. Сибирь покрыта лесами, и большую часть домов здесь строили именно из дерева. Это отличает сибирские города от, к примеру, юга России.
Среди находящихся в Барнауле памятников культуры, два — уникальные экземпляры для всей страны. Это Дом купца Шадрина – в народе «Русский чай». Название пошло от ресторана, который располагался здесь в конце 70-х годов прошлого века. И аптека Крюгера.
«Памятники деревянного зодчества можно разделить на два вида. Это памятники истории и памятники архитектуры. Памятники истории связаны с жизнью, деятельностью каких-то выдающихся личностей, внесших свой вклад в историю, в развитие Алтайского края. А памятники архитектуры – это те уникальные здания, которые прекрасны своим внешним убранством, декором», — говорит начальник отдела учёта и популяризации объектов культурного наследия Алтайохранкультура Елена Кабанова.
Деревянные дома в Сибири всегда старались украсить оригинальной резьбой. Чтобы здание не было простым срубом, а стало произведением искусства. По словам специалистов, в барнаульских наличниках отразилось влияние каменной архитектуры: классицизма, барокко и модерна. Разглядывая их, можно многое узнать об истории города.
«Барнаульские наличники такие же богатые, как и в других городах Сибири, которые я объездил. Но отличия есть. На мой взгляд, в Бийске, например, чаще встречаются растительные мотивы: цветущий виноград, плоды винограда. В Барнауле более барочные формы чаще встречаются. В Томске вообще странные растительные формы встречаются. Причём, что характерно, томские наличники, томские пилястры иногда заметны были в Барнауле», — рассказывает искусствовед Олег Поляков.
По наблюдениям специалистов, деревянные дома стремительно тают на улицах нашей страны. Причины бывают разные: разрушительное воздействие времени, безразличие к истории или стремление человека к обновлениям.
Если бы был список потерь деревянных домов в среднестатистическом крупном городе вроде Барнаула, то каждый год он бы дополнялся десятком зданий. Такими темпами совсем скоро в стране может вовсе не остаться деревянных домов в своей исторической среде. Либо останутся единицы.
«И вот, казалось бы, решением этого вопроса является вложение денег в их сохранение и реставрацию. Но вот на примере здания у меня за спиной мы видим, что это не панацея. Вот здесь деньги нашлись», — говорит краевед Данил Дегтярёв на фоне деревянного строения без окон.
Реставрация этого здания началась больше 10 лет назад. Но была с нарушениями. А вскоре и деньги закончились.
«Пусть он был ветхий, пусть он был потемневший, пусть он был полугнилой. Но он был оригинальный памятник. Сейчас его нет. Сейчас есть просто какой-то сруб совершенно безликий, который формально считается объектом культурного наследия», — отмечает Дегтярёв.
Пожалуй, больше историков проблему утраты исторического наследия воспринимают художники. Они запечатлевают уходящую городскую натуру в живописи, графике и фотографии.
В этом году фонд Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая пополнился тремя сотнями фотографий старого Барнаула. Для фотосъёмки музей пригласил барнаульского фотографа Сергея Семёнова. В проект вошли больше 150 домов. На съёмку ушло около трёх месяцев. Объекты для фотодокументации подбирали сотрудники музея.
«Три поколения, условно сто лет, жили на этих улицах. На Короленко, Льва Толстого, Анатолия. И вот постепенно это всё застраивается и как-то уходит в небытие. Конечно, это грустно», — говорит фотограф Сергей Семёнов.
Большинство деревянных домов Барнаула не имеют статуса объекта культурного наследия. Но все они часть городской истории. 7 лет назад в Самаре нашли способ помогать таким домам.
Те строения, которые раньше часто шли под снос, получили вторую жизнь благодаря проекту «Том Сойер Фест». Все работы по реставрации бесплатно выполняют волонтёры. С материалами и инструментами помогают спонсоры.
Волонтёры чаще берутся за деревянные дома. Во-первых, они требуют меньше специальных навыков и сложной техники. Во-вторых, дерево разрушается быстрее и требует к себе больше внимания. В барнаульском доме, расположенном по адресу: Анатолия, 160, данных о первоначальном цвете не осталось. Но постепенно снимая слои краски, волонтёры добрались до первоначального. Помимо цвета на объекте занимались декором. Многие элементы были утеряны. Их воссоздали по образцам.
Обязанности по содержанию домов, будь то простой деревянный домик или памятник архитектуры, лежат на собственниках помещений.
«Когда памятник обретает собственника, когда он не пустует, это всегда хорошо. Любое пустующее здание гораздо быстрее приходит в состояние ветхости, чем то здание, у которого есть правообладатель. Хотелось бы, чтобы ещё правообладатели дополнительно осознавали ту ответственность и с достоинством несли бремя содержания объекта», — считает начальник отдела учёта и популяризации объектов культурного наследия Алтайохранкультура Елена Кабанова.
В случае с памятником культуры федерального или регионального значения всё серьезно. Проект должен быть разработан исключительно лицензированной организацией. За всеми этапами реконструкции внимательно следят местные власти.
У любого памятника есть предмет охраны – те особенности, которые и послужили основаниями для постановки здания на госучёт. В процессе ремонтно-реставрационных работ запрещено изменять их.
Если внутри нет предметов охраны, то интерьер изменить можно. Так же как и назначение здания. Это позволяет собственникам выкупать разрушающиеся здания для ведения в них бизнеса.
Сейчас в Барнауле реконструируют памятник культуры регионального значения – аптеку Крюгера. Здание построено в формах эклектики. Основанием для присвоения статуса послужило не только богатое убранство фасада, но и декор интерьера. В том числе потолка. Все элементы здания воссоздали по оригинальным образцам. Современные материалы и способы обработки дерева позволят им прослужить дольше, чем предшественникам.
Другая хорошая новость для барнаульцев – финальный этап реставрации Дома купца Шадрина, построенного в 1914 году. Визуально он входит в комплекс зданий исторической части города. Памятник культуры расположен на одной из центральных улиц. Он привлекает внимание резными наличниками окон, пропильными узорами в оформлении парадного входа и лоджий. Вся постройка в стиле модерн очень выразительна, за что и заслужила статус памятника архитектуры федерального значения.
«Бесспорно, это очень интересный по композиции, по фасадам, по декору дом. Он горел. У него была непростая судьба. Внутри было очень много переделок, вырубок. Чего только не было», — говорит архитектор Александр Деринг.
Реконструкцию планируют закончить уже в этом году. За ним следует длительный этап проверок, экспертиз и приёмок. Внутри владелец планирует сделать двухэтажный ресторан. Небольшой павильон оставят для продажи фирменной продукции. По мнению владельца и архитектора, это удачное место со скоплением туристов, приезжающих в город.
Реконструкция памятников архитектуры даже для размещения в них в будущем бизнеса – дело крайне невыгодное. Собственники уже сбились со счёта, пытаясь вычислить, сколько денег они вложили в реставрационные работы. Для примера, стоимость одного деревянного наличника может достигать 150 тысяч рублей и выше. А в здании их может быть 10.
Чтобы сохранить сегодняшний облик старой части краевой столицы, каждый барнаулец может для начала поинтересоваться историей своего города. И понять, какую ценность все эти постройки представляют.
«Нужно, чтобы люди понимали, что это не просто старьё. Чьё-то старьё. А это их собственная история. Вот с этими «деревяшками», как они выражаются, связана жизнь их бабушек, прабабушек, прадедушек. Это конкретно к ним имеет отношение. Это первое и главное – победить невежество.
Приехал кто-то из родственников, куда их поведут? Ну да, в Нагорный парк, всё правильно, и вот куда-нибудь на деревянную улочку, на ту же Анатолия. Вот, посмотрите, у нас сохранились дома с царских времён. Целая улица почти сохранилась. Вот, посмотрите, какие красивые наличники. Вот там птица изображена, ветвь изображена, где-то под фронтоном треугольным солярный знак. Вот это может сделать каждый барнаулец. Это несложно! Это не требует каких-то миллионных, миллиардных вложений. Это не требует отрывать каждый день по 3 часа своего личного времени. Нет. Это немножко в интернете поинтересовался. Два-три раза на экскурсию сходил. Да просто прогулялся, прошёлся, сам внимательно просмотрел на всё это. И всё. Уже мнение меняется», — считает краевед Данил Дегтярёв.
- Страница 1
- ››