05 июля 2022, 18:46

400 пчелиных семей пострадали в селе Анисимово Тальменского района

Массовая гибель насекомых произошла после того, как на соседнем рапсовом поле для защиты растений от вредителей применили химикаты. Съемочная группа «Катунь 24» побывала на месте событий и пообщалась с пчеловодами.

У пчеловода Юрия Афонасьева в трёх километрах от села Анисимово кочевая пасека, 43 улья. Она досталась мужчине от отца. Юрий посвятил ей более 30 лет. Сейчас едва сдерживает слезы, не мог представить, что разорится в один день. 

«Позвонил сторож, сказал, что пчелы высыпаются с ульев. Конечно, я сорвался и поехал туда. Массовая гибель пчел, все пчелы лежат, еще двигаются, ползают еле-еле, то есть я это застал», – рассказывает пчеловод Юрий Афонасьев.

Юрий не единственный пострадавший. Пчелы погибли еще у 15 владельцев домашних пасек. В том числе и у Владимира Силиванова. Его ульи находятся в огороде. Мужчина рассказывает: качал мед не для продажи, для себя.

«Начинал с двух-трех уликов, вкладывали деньги. Теперь не знаем, что делать, в каком направлении двигаться. Была живая, жужжащая, рабочая пчела, молодая пчела, а теперь остается только смотреть», – делится эмоциями держатель домашней пасеки Владимир Силиванов.

Пасечники поделились: раньше фермеры предупреждали о планируемых обработках, более того сельхозпроизводители знали о местах расположения ульев.

«У нас есть сейчас, создана карта кочевых пасек. Все звонили, созванивались со мной лично. Все общались и спрашивали, старались либо обойти эти места, либо обработать только ночью рядом. Что случилось 2 недели назад, почему все как будто сорвались. Потому что видели буквально все три предприятия крупных у нас: «Метпром», «Эконива» и ООО «Гриф», вот такие градообразующие, почему-то все три предприятия нарушали время обработки и работали днем», – объясняет председатель Тальменского общества пчеловодов Людмила Соколова.

Директор одной из компаний сообщил: поля находятся в собственности, обработка проводилась строго по технологии для того, чтобы побороть нашествие вредителей.

«Препараты находятся в растениях долгое продолжительное время, они дадут негативный эффект, даже если пчела прилетит туда через день или два. За три дня согласно закону нужно было оповестить. Мог допустить агроном ошибку, не оповестить. Теоретически все могут допускать ошибки», – говорит директор компании «Гриф» Сергей Мирошниченко.

По закону «О пчеловодстве в Российской Федерации»  аграрии обязаны оповестить население о планируемой обработке, которое находится в пределах семи километров от предполагаемых мест распыления химических препаратов.

«Обращаемся к статье 16, там есть перечень обязательной информации, которая должна быть размещена лицами перед обработками для информирования населения. Согласно перечню необходимым считается условие, в какой период времени пчел выпускать нельзя. Если этой информации нет, это является нарушением. Если нет четких границ обработки, то это тоже является нарушением», – уточняет председатель общественной организации по защите прав потребителей, юридический эксперт Максим Витвинов.

Пострадавшие пчеловоды намерены отстаивать свои права в суде, они собрали и направили образцы зеленой массы, трутневых остатков и мертвых пчел на экспертизу. В селе работает комиссия ветеринарных врачей.

Если действительно была проведена обработка запрещенными препаратами без оповещения владельцев пасек, то сельхозпроизводители обязаны возместить ущерб, однако компенсацию получат только зарегистрированные пчеловоды.