27 июня 2022 / 19:35

В полтора раза больше россиян стало посещать музеи и выставки

Книжная аудитория переходит от бумажного формата к электронному, а посещаемость театров за три десятилетия практически не изменилась.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос среди россиян, чтобы выяснить, как изменился их культурный досуг за 30 лет. 

За это время в жизни россиян произошли значительные перемены. И если одни направления культурной жизни остаются востребованными и набирают популярность, то другие постепенно теряют свою аудиторию. 

На 11 процентных пунктов сократилась аудитория книжных магазинов (1992 г. — 37 %; 2022 г. — 26 %). Около половины россиян сообщили, что посещают книжные магазины реже, чем раз в год, или не посещают их вовсе. Подобное связано с новыми способами чтения и распространения литературы — электронные книги в сети сократили аудиторию книжных магазинов, но не читающих как таковых.

В наши дни аудитория библиотек и книжных магазинов выше среди следующих категорий граждан: 

  • молодежь 18-24 лет (26 % заходят в библиотеки раз в месяц и чаще)
  • учащиеся, студенты (44 %)
  • занятые в сфере науки, культуры и образования (27-28 %), то есть тех, чья деятельность связана с обучением и необходимостью приобщения к книжным фондам
  • аудитория с высшим образованием (34 %)

А вот посещаемость театров за 30 лет практически не изменилась. Сегодня, как и раньше, треть россиян бывают на театральных постановках раз в год и чаще (1992 г. — 31 %; 2022 г. — 36 %). Доля ежемесячных посетителей театров в наши дни достигает 7 % (1992 г. — 5 %). Данный вид искусства привлекателен для всех возрастных аудиторий:

  • чаще там бывают женщины (43 % раз в год и чаще)
  • граждане с высшим образованием (52 %)
  • граждане с высоким потребительским статусом (42 %)

Музеи и выставки за три десятилетия увеличили свою аудиторию в 1,5 раза. Если в 1992 году раз в год и чаще их посещали 29 % россиян, то в 2022 г. — 43 %. Среди посетителей музеев и выставок преобладают:

  • 25-34-летние (51 % заходят туда раз в год и чаще)
  • граждане с высшим образованием (60 %)
  • граждане с хорошим материальным положением (51 %)

За прошедшее время культурный досуг россиян претерпел заметные изменения. Цифровизация сократила аудитории библиотек и книжных магазинов, а досуг, связанный с эмоциональным восприятием, не только не утратил своей популярности, но и нарастил ее. 

23 декабря 2025 / 19:05

Андрей Малахов, AY YOLA и «Август»: Одноклассники представили лучший контент 2025 года по мнению россиян

Пользователи ОК определили лучший фильм, хит, сериал, шоу, блог и персону года в соцсети. Голосование проводилось в Одноклассниках в рамках ежегодной премии «Самый ОК».

Фильмом года стал «Август» – за него проголосовало наибольшее число россиян. На втором месте картина «Горыныч», на третьем – «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича».

Хит года – Homay от AY YOLA. Второе место заняли NЮ и Асия с песней «Помнишь». На третьем месте – Zivert и ее трек «Эгоистка».

В номинации "Сериал года" победу одержал «Мосгаз. Дело № 11. Розыгрыш». На втором месте – «Аутсорс». Третье место занял сериал «Олдскул».

Лучшим шоу пользователи признали вечернее развлекательное ток-шоу «Привет, Андрей!». Второе место занял музыкальный проект «Голос.Дети», третье – детский вокальный проект «Ты супер!».

Блогом года в ОК пользователи назвали «Жизнь в деревне и точка». Блог «Luchy-Nika. Семья и питомцы» занял второе место. На третьем месте – «Рецепты от Газдановой Нины».

Также в этом году ОК представили новую номинацию "Персона года" – ее победителем стал телеведущий Андрей Малахов. Второе место занял актер Сергей Безруков, а третье – хоккеист Александр Овечкин.

Победителей премии «Самый ОК» объявили 18 декабря в эфире в группе «Все ОК!». Итоги конкурса подвели ведущий Вячеслав Макаров и звездные гости: Алексей Маклаков, Александр Анатольевич и Торнике Квитатиани. Трансляция велась из Великого Устюга, ведущие брали интервью у жителей города и обсуждали номинантов. Лауреатам премии будут вручены специальные статуэтки с эмблемой конкурса.

Пользователи ОК выбирали победителей из 5 финалистов, которые вошли в шорт-лист премии «Самый ОК». Шорт-лист каждой категории составлялся из самого популярного контента среди пользователей ОК на основе данных платформы с ноября 2024 года по ноябрь 2025 года. В категории «Блог года» представлены создатели оригинального контента с наибольшим приростом подписчиков и количеством реакций на контент. В категории «Хит года» – композиции с наибольшим количеством прослушиваний. В категориях «Фильм года», «Сериал года» и «Шоу года» ­– наиболее популярные проекты по частоте обсуждений среди пользователей платформы. «Персона года» – лидеры мнений, которые привлекли наибольшее внимание аудитории ОК: их чаще всего упоминали пользователи в своих постах и комментариях на платформе в этом году, а их деятельность и достижения стали наиболее обсуждаемыми на площадке у аудитории 55+.