Мощный пылевой вихрь прошелся по трассе Барнаул – Бийск
Высокий столб двигался вдоль заправки и жилых домов, а затем исчез. Это не первый вихрь, который заметили в крае в этом году. Откуда берется и почему все чаще встречается это природное явление, узнала Анастасия Меньшакова.

Шансов улететь из Алтайского края в Изумрудный город с каждым годом все больше. Этой весной жители региона уже четыре раза встретились с пылевым вихрем. Воздушные столбы видели в краевой столице и на трассе Барнаул – Бийск. Природное явление возникает, когда теплая воздушная масса сталкивается с холодной и дополнительно получает увлажнение от поверхности земли. Например, от водоема.
«Пылевой небольшой вихрь связан с тем, что на нашей территории достаточно длительное время наблюдается перенос воздушных масс с очень южных районов: Казахстана, Ирака, Ирана, поэтому воздух очень хорошо прогрет. Теплый воздух легкий, поэтому у него свойство – он сразу же поднимается наверх. При благоприятных условиях сходимости воздушных потоков – то, что случилось, например, вчера вдоль трассы, – этот теплый воздух начинает подвергаться закручиванию», – объясняет ученый-климатолог, кандидат географических наук, доцент института географии АлтГУ Наталья Харламова.
Пылевой вихрь отличается от смерча, который несет угрозу для жизни человека и поднимает в воздух деревья. Стихийное бедствие случается, когда во время грозы теплая и холодная воздушная масса вступают в контакт. Между ними начинается конфликт, формируется фронт. Массы закручиваются против часовой стрелки. Из темного основания облаков на землю опускается воздушный столб, иногда в виде хобота. Смерч – редкое явление в Алтайском крае, но вполне возможное.
«Нас ругают, ученых-климатологов, прежде всего, когда мы говорим: климат меняется – тебя касается. Оно идет – глобальное потепление. Идет с такими темпами… кто в этом виноват? Мы говорим, что есть не только природные факторы, но деятельность человека. И вот тот процесс, о котором вы говорите, – вырубка лесов. Конечно, более открытые пространства, воздушная масса, перемещаясь, усиливается. Скорость ветра добавляется», – рассказывает ученый-климатолог.
Сейчас ведущие специалисты края работают над созданием паспорта климатической безопасности региона. Для каждой отрасли разработают рекомендации, которые нужно будет неукоснительно соблюдать. Эта мера поможет предотвратить климатические катастрофы.
Губернатор Алтайского края потребовал навести порядок с капремонтом школ
Губернатор Алтайского края Виктор Томенко провёл совещание с главами муниципалитетов. Обсудили планы проведения капитального ремонта школ в городах и сёлах региона.
Край использует все возможности для проведения капитального ремонта школ, в том числе с привлечением серьёзной федеральной поддержки. Только за последние четыре года в регионе на капремонт школ потратили почти 8 миллиардов рублей, в том числе 5,5 миллиардов рублей федеральной помощи. Эти средства направили на капремонт 94 зданий школ. В любом городе и районе открытие обновлённой школы это радостное событие. Но далеко не везде работы были чётко и профессионально организованы, на ряде объектов были сорваны сроки и не обеспечено качество работ.
«К сожалению, опыт последних лет показал, что в этой сфере есть большие сложности. Вот и показатели текущего года: 25 школ мы должны были капитально отремонтировать до конца года, восемь из них перешли с прошлого года. Каков итог? Сегодня декабрь на дворе, сдали только 17. Восемь школ ещё должны сдать до конца года, но по ряду из них есть риски и опасения», — сказал губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Одна из причин срыва сроков — некачественная проектная документация. Например, в алейской школе из-за ошибки в расчётах не запланировали ремонт 30% кровли. Другая проблема — некоторые здания за время ожидания ремонта пришли в аварийное состояние. Подобные ситуации наносят ущерб государству и обществу и могут повлечь уголовную ответственность.
«Одна из основных причин такого положения дел — некомпетентность заказчика. Каждый должен заниматься своим делом. Не может директор школы качественно организовать капитальный ремонт, разработать проектно-сметную документацию, провести конкурсные процедуры по выбору подрядчика, компетентно осуществлять контроль за ходом строительства. Директор школы обязан правильно и эффективно организовывать учебный процесс. Перекладывание ответственности за организацию строительства и капитального ремонта учреждений на руководителя школы, детских садов и других соцобъектов — неверная позиция муниципальной власти», — считает первый заместитель прокурора Алтайского края Вячеслав Шипиев.
Надзорные ведомства контролируют ход всех ремонтов. За нарушения спрос жёсткий, но справедливый. Предусмотрена и персональная ответственность глав муниципалитетов. На ближайшие два года запланирован ремонт ещё 49 школ. Задача краевых и муниципальных властей — свести к минимуму все возможные риски и не допускать необоснованных задержек, подчеркнул Виктор Томенко.
















